Содержание материала

А.І. Сподирєва

 

Iдеал актора в режисерськiй концепцiї Леся Курбаса

 

Над тим, яким має бути iдеальний актор Лесь Курбас замислювався ще за часiв своєї праці в Молодому театрі. В результаті довгих роздумів та навіть важких переживань виник відомий «Театральний лист», написаний Курбасом до умовного адресату. В ньому вперше з’являються вимоги режисера до актора театру майбутнього. Згодом все це призводить до появи поняття «розумний арлекін». Курбас вважав, що існує необхідність створення нового актора прогресивного театру, актора, що постійно знаходиться у творчому пошуку (перевагу режисер віддавав молоді через незаштампованість акторів-початківців). Поняття «розумний арлекін» включає в себе декілька аспектів. Важливою властивістю ідеального актора, за Курбасом, є безперервне пізнання ним глибин власного «я». Тут не може бути ніяких шаблонів і рамок, навпаки треба почати все з нуля та відмовитись від наслідування будь-яким прикладам. Ідеальний актор має бути освіченим в галузі світової літератури, біології, психології тощо, тобто він має бути свідомим на сцені. Особливо Курбас зауважував, що актор має вміти думати під час гри. Він також вважав, що актору треба взяти на себе ще й роль митця-вченого. Найважливіші вміння для актора – існування в заданому ритмі, відпрацьований жест (його витонченість, відсутність в ньому будь-чого випадкового), виразне слово. На сьогоднішній день харківські театри в своїй переважній більшості знаходяться в занепаді. Однією з причин цього явища є незнання чи небажання акторів та режисерів використовувати надбання великих митців театру минулого, зокрема Леся Курбаса. Тому курбасівська концепція ідеального актора – «розумного арлекіна» – є для нас сьогодні вельми актуальною.

 

Т.Н. Старостенко

 

Морально-психологическая концепция власти в драме Л.А. Мея «Псковитянка»

 

События, изображённые в драме Л.А. Мея «Псковитянка», не раз были предметом внимания и анализа как историков, так и литературоведов. Но при этом концепция власти, отражённая в драме, зачастую рассматривалась односторонне. В советский период литературное произведение анализировали с точки зрения марксистско-ленинской философии. При этом недооценивались особенности русского пути развития. Классовый подход предполагал рассмотрение власти и народа как две антагонистические силы, т.к. основной целью критики было представить русское самодержавие с негативной стороны. Однако обращение к идейно-образной структуре произведения подводит к выводу, что доминантным является не социальный, а скорее морально-психологический аспект. Без его учёта всестороннее раскрытие художественного потенциала драматурга и идейной концепции драмы не представляются возможными.

В докладе рассматривается морально-психологическая концепция власти и её место в идейно-художественной структуре произведения, различные формы власти, представленные в драме (власть царя, власть веча, власть знатока, власть эталона и проч.) и значение последствий их конфликта в условиях формирования централизованного Российского государства.

 

 

К.В. Сычева

 

Художественное пространство через призму эмоциональных состояний героев в пьесе Е. Гришковца «Планета»

 

Доклад посвящен исследованию сценического воссоздания художественного пространства в пьесе Е. Гришковца «Планета», а также раскрытию пространства через восприятие мира героями произведения как попыткой преодоления принципа единства места. Выбор темы доклада обусловил постановку цели данной работы: проанализировать изменения в размерах и структуре пространства, воспринятого героями в различных эмоциональных состояниях. Рассмотрение пространства через призму эмоциональных состояний героя позволяет понять причины и закономерности изменения пространственных координат. Разработка обсуждаемой проблемы раскрывает особенности такого способа изображения пространства в художественных произведениях и их сценической постановке.

Основное внимание в данной работе уделено восприятию пространства в состоянии любви и особенностям изменения его параметров в субъективном отражении. В результате проведенного исследования были выявлены особенности видения и воспроизведения пространства героями пьесы, формирование персонально-ориентированного пространства личности, а также влияние эмоциональных состояний на изменение координат персонально-ориентированного пространства. Основой для написания доклада послужили исследования А.Г. Данилина в области восприятия пространства личностью, а также заметки автора об организации художественного пространства пьесы, на основе которых была сформирована концептуально-понятийная база данной работы.

 

М.Ю. Тарарак

 

Поэзия И. Эренбурга в книге Б. Сарнова «Случай Эренбурга»

 

Замечательная книга Б. Сарнова «Случай Эренбурга» посвящена, конечно, не поэзии. Как пишет ее автор, «это – воспоминания», однако в них создана концепция русской поэзии, в свете которой творчество Эренбурга занимает особое место. Так, Б.Сарнов писал, что в советское время «путь одних закончился трагически. Другие, пережив гонения и преследования, благополучно умерли в своей постели. Третьи никаким гонениям не подвергались, но тем не менее их тоже настигла «преждевременная смерть»: они погибли как художники. Продолжали писать, печататься, но это уже были не они… Расстрелянный Гумилев. Повесившиеся Есенин и Цветаева. Замученные и убитые – Бабель, Мандельштам, Пильняк. Замордованный Платонов. Затравленные Ахматова, Зощенко, Пастернак. Испуганно замолчавший Олеша. Превратившийся в жалкого графомана так ярко и талантливо начинавший Николай Тихонов. Каждый случай неповторимо индивидуален. Но в основе каждого – своя драма. Иными словами, каждая из этих судеб представляет свой вариант, свой случай преждевременной и противоестественной гибели художника». В докладе предпринимается попытка определить место И.Эренбурга в этом ряду. Создававший свои произведения в пору становления русского символизма, совпавший с расцветом акмеизма и воспринявший поэтику футуризма, поэт расставался с новой поэтикой, в его стихи входила военная и гражданская тема, сближавшая его произведения с лучшей советской поэзией. Как автор публицистики, репортажей, борец за мир, мемуарист, И.Эренбург не раз был вынужден идти на сделку со своей совестью, умалчивая о том, за что можно было поплатиться жизнью. Как полагает Б.Сарнов, подлинный Эренбург – это Эренбург-поэт, и его «настоящую исповедь следует искать не в мемуарах, а в стихах, в которых он “исповедался невольно, увлеченный восторгом поэзии”. <…> Они с несомненностью свидетельствуют, что он до смертного часа не терял свою связь с вечностью».

В докладе сделаны также наблюдения над композицией книги Б. Сарнова, анализируется поэтика авторских отступлений, а также литературно-критические оценки, даваемые творчеству современников И.Эренбурга.

 

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional