Содержание материала

 

 

 

 

Т. Ю. Стешенко

    Харьковский государственный университет искусств                им. И. П. Котляревского 

Візит до кімнати сміху, або Розмови про образи комедії М. Старицького «За двома зайцями» 

В доповіді комедію характерів «За двома зайцями» М. Старицького порівняно з «кімнатою сміху», в криводзеркальних поверхнях якої посилено якусь одну рису чи властивість кожного з персонажів. Зазирнути в цей дзеркальний калейдоскоп запропоновано для того, щоб спробувати знайти самих себе серед цих старих карикатур. Кожна з перебільшених та сатирично загострених рис виявляється актуальною та викликає сміх дотепер: це манірність, лицемірство, підступність та упередженість, обмеженість та внутрішня порожнеча героїв Старицького. Тому й виникає припущення, що нова сценічна переробка комедії з урахуванням зміни часу та поглядів суспільства здіснить нове відродження твору на українській сцені.

 

Н. Н. Ступницкая

Харьковский национальный педагогический университет         им. Г. С. Сковороды 

Сатира в творчестве Л. Я. Лившица 

В ходе работы над произведениями Л. Я. Лившица впечатляет характер критических материалов, написанных этим автором. Прежде всего следует отметить скрупулезность в работе с материалом по которому Л. Жаданов (литературный псевдоним Л.Я.Лившица) писал свои отзывы. Бытует мнение, что критические статьи читать очень скучно, но его работы являются прямым исключением из этого правила. Когда мы читаем его работы, замечаем искренность автора, живость его слога и серьезную работу по сбору материала.

Характерной особенностью произведений Лившица является
отсутствие менторского тона. Он стремится вызвать читателя на беседу, стимулировать работу его мысли, заставить задуматься, чтобы воспринять анализируемое произведение независимо от уже сложившегося общественного мнения, сформировать собственную точку зрения. 
 

В творчестве Л. Я. Лившица большое место занимает разбор произведений, принадлежащих перу выдающихся писателей, и каждому из них он выносит собственное суждение, которое основывается на скрупулезном анализе как самого произведения автора, так и той обстановки, в которой жил создатель этого произведения. 

Л. Я. Лившиц неоднократно писал о необходимости подобного изучения, что создает возможность полноценного проникновения в творческий мир художника. 

Наследие Лившица до последнего времени оставалось известным лишь узкому кругу читателей. Введение его в научный оборот позволяет уточнить некоторые оценки, мнения, сложившиеся в науке, а также восполнить пробелы, обнаружившиеся в истории изучения русской литературы.

 

Т. И. Тищенко

кандидат филологических наук, доцент

Харьковский национальный педагогический университет          им. Г. С. Сковороды 

К образу Г. Нержина в романе А. Солженицына «В круге первом» 

Было замечено исследователями, что образ максималиста Глеба Нержина в романе А. Солженицына «В круге первом» наиболее близок и симпатичен автору. Этот герой создан в органическом соответствии с мировоззрением Александра Исаевича, который в одной из своих статей высказывал мысль о том, что за свою душу ответственны мы сами, а не рождение и не среда. У Глеба Нержина же «духовная работа» кипела всегда. Еще подростком, уловив лживость официальных сообщений, которыми пестрели страницы газет, он пытался найти отгадку исторической действительности. Нержин скоро почти безошибочно понял образ И. Сталина и его роль во всех происходящих в стране событиях. И целью Глеба стало узнать и донести до людей тины умерших и разгадки событий той исторической реальности, в которой они жили. Для него заключение стало чрезвычайно важным этапом на его жизненном пути. Нержин был уверен, что не окажись он тут, то не встретил бы столько интересных и умных людей, без которых и его жизнь была бы неполной.
Истина – та цель, ради которой герой романа принес в жертву не
только свою жизнь, но и жизнь своей жены тоже.

 

В. П. Чайка

Харьковская государственная академия культуры

 Первая самодеятельная театральная студия А. Шапиро в г. Харькове (январь – май 1962 г.) 

В докладе освещено создание в нашем городе первого самодеятельного театра-студии под руководством Адольфа Шапиро. На данном опыте слушатель может узнать, с чем столкнулся молодой режиссер в годы так называемой хрущевской «оттепели». 

На примере двух спектаклей: Л. Зорина «Увидеть вовремя» и
М. Шатрова «Глеб Космачев» в докладе показаны новаторские
взгляды молодого режиссера и его молодых коллег-актеров, а также механизм подавления нового в театральном искусстве со стороны партийных и идеологических органов бывшего СССР.
 

Докладчик пытается проследить судьбы тех, кто стоял у истоков создания первой самодеятельной театральной студии на Украине в далекие шестидесятые годы, а также провести некоторые параллели с жизнью театральных студий, существующих и создающихся сейчас в нашем городе.

 

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional