М.А. Горовенко
кандидат филологических наук
Рассказ В.М. Гаршина «Трус» в оценках В.Г. Короленко
Творчество В.М. Гаршина занимает важное место в литературно-критической деятельности В.Г. Короленко. Анализируя творчество писателя, посвященное военной тематике, Короленко определяет основной мотив рассказов Гаршина, который заключается в проблеме «нравственного примирения с внутренним порабощением». Этот мотив, тонко подмеченный критиком, в наибольшей степени выражен в рассказе «Трус» (1879).
Герой «Труса» всем своим сознанием восстает против войны, против убийства человеком человека, но в то же время он считает своим долгом пойти на войну, уклонение от участия в ней он счел бы бесчестием для себя. И он идет убивать и подставлять свою грудь под пули, так и не примирившись, по мнению Короленко, с внутренним противоречием, которое заключалось в отрицании войны и в то же время в необыкновенно остром чувстве личной ответственности за весь строй общественных отношений.
В рассказе «Трус» мотив «ужаса и неправды войны» развернут, как считает Короленко, по логическому плану, достигающему определенности почти геометрической. Весь рассказ – это развитие отрицательного взгляда на войну. Задачу рассказа Короленко видит в том, чтобы оживить в воображении читателя военные реляции, облечь плотью и кровью их цифры. В рассказе гибнет от гангрены молодой студент Кузьма. Гаршин, не скупясь на страшные подробности с обычной своей точностью, описывает раны больного, его мучения. Это создает фон для размышлений главного героя. Страдания Кузьмы выступают как своего рода мерило, которым определяется размер народного бедствия. Однако смерть Кузьмы далеко не равнозначна смерти на фронте. Вот почему его смерть хотя и печалит героя «Труса», но не угнетает его мысли и совести. Этот рассказ, как предполагает Короленко, отражает настроение самого автора до его решения идти на войну. «В его изложении, – неровном и нервном, – слышен отголосок мучительной рефлексии и колебаний».