Ю.А. Даниленко

кандидат филологических наук

 Репрезентация образов людей-кукол в романе В.В. Набокова «Дар»

Портретная галерея персонажей романа «Дар» пестра и разнообразна. Образы людей-кукол, по В.В. Набокову, являются лишь бедными родственниками человека. Они статичны, им чуждо развитие, движение. Их бесталанность, бездуховность и пошлость вербализируются в тексте различными языковыми средствами и приемами на всех языковых уровнях.

Автор использует прием пародии, многочисленные аллюзии (Фома Мур содержал целый французский роман, страничку английской литературы и немножко еврейского скептицизма; покладисто-наполеоновское лицо Шахматова), графические и фонологические средства. На лексическом уровне отметим большое количество сниженной лексики (колючая синева на голом, жирном загривке – смачно намалеванная картина), окказионализмов (от стихов она требовала только ямщикнегонилошадейности). Разнообразные языковые игры (пил чай с лимоном, сам очень лимонный) и каламбуры (Ширин … слеп как Мильтон, глух как Бетховен и глуп как бетон) привносят экстравагантность в ряд образов. Многочисленны и красочны средства вторичной номинации: негативно-оценочные эпитеты (измятые, выкрученные, искривленные норд-остом тела; запах вяленых, копченых, грошовых душ), метафорические сравнения на основе зоонимов (очерком напоминавший карпа), метафоры (сдобная блондинка с отражением собственной квартиры вместо души), синестетические метафоры (нежный, бледный старик, на вкус напоминающий яблочную пастилу), синекдоха (густо пошел поэт) и др. В тексте романа имеют место сложные многокомпонентные синтаксические конструкции, включающие в себя различные средства художественной изобразительности. Талант В.В. Набокова даже людей-кукол преображал в уникальные художественные образы.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional