Г.С. Клюйко

Историческая фантастика и ретродетектив в оценке критики

Ретродетектив отличается от исторического романа и детектива способом и целью изображения истории. Если в историческом романе изображаются поворотные события истории, непосредственно касающиеся главных героев, то в ретродетективе историческая обстановка служит лишь антуражем, в котором развертывается процесс расследования. Когда в ретродетективе какие-либо ключевые исторические события всё же являются главным предметом изображения, то он сближается с жанром исторической фантастики, который также сложился как следствие скептического взгляда на историю, убежденности в её объективной непознаваемости, сомнения в прежних представлениях о смысле истории. Этот жанр можно разделить на два направления: альтернативную историю и криптоисторию. Альтернативная история не прижилась не только в детективе, но и в российской литературе вообще. Представители этого направления фантазируют на тему того, как развивались бы события после определенного исторического момента, если бы он  состоялся иначе, чем в действительности (например, согласно сюжету романа В. Аксёнова «Остров Крым», в итоге гражданской войны Крым остался за белогвардейцами). Писатели-криптоисторики, в отличие от «альтернативных историков», не изменяют историю, но находят новые увлекательные объяснения известным историческим фактам.  Так, согласно версии, представленной в романе Б. Акунина «Квест», главные роли в Отечественной войне 1812-го года играли не Наполеон, не Кутузов и даже не русский народ, а Черный Судья и Фондорин. Нужно отметить, что фантастические, а тем более магические компоненты плохо вписываются в структуру детектива как жанра по преимуществу реалистического и рационалистического; если же такой синтез происходит, то его результат относится скорее к фэнтези. Таким, например, является роман харьковских писателей-фантастов Олди «Мессия отчищает диск», являющийся очевидной аллюзией на цикл романов Роберта ван Гулика о китайском судье Ди. В этой связи возникает вопрос и о соотношении формульного и экспериментального в исторических произведениях. Дуалистичность присуща историческому жанру изначально, так как в нём всегда была сильна авантюрная интрига, загадка. Это, однако, не помешало тому, что многие исторические романы стали классикой, как и тому, что и сейчас продолжают  создаваться образцы «высокой» исторической прозы.

 

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional