Н.Н. Романова
Проблема творческого метода Ф.М. Достоевского
в современном литературоведении
Вопрос о творческом методе Достоевского, о тайне его искусства был задан ещё в ХIХ веке. Писателю часто приходилось отстаивать своё понимание реализма в полемике с оппонентами-современниками: «Совершенно другие я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм – реальнее ихнего». Достоевский всю жизнь стремился разгадать тайну человека, и его не могло удовлетворить понимание реализма просто как искусства бытописания и создания социально-психологических характеристик.
Проблема понимания сущности и своеобразия художественного метода писателя в современном литературоведении становится вдвойне насущной в связи с попытками переосмысления роли и назначения русской литературы вообще. Мы же постараемся прояснить базовые идеи метода Достоевского, возникшие в современном литературоведении, и соотнести их друг с другом.
Существует ряд определений: «реализм в высшем смысле», «фантастический реализм», «реалистический символизм» (автор термина – Вяч.Иванов), «символический реализм» (С.Н.Булгаков), «христианский реализм» (В.Н.Захаров) и др. Среди современных литературоведов продолжаются споры вокруг этих определений. Если говорить о западной филологии, то это спор С. Линнера (автора книги о «реализме в высшем смысле») и В. Терраса, доказывающего, что Достоевский вообще был романтиком. А М. Джоунс, например, пытается разгадать секрет «фантастического реализма» в своей книге «Достоевский после Бахтина. Прочтения фантастического реализма Достоевского».
В российском литературоведении доминирует термин «реализм в высшем смысле» (определение самого писателя, разработанное в книгах К.А. Степаняна, Т.А. Касаткиной). Проблема состоит в несогласии ряда учёных с этим определением и в различном понимании его сущности и своеобразия.