Е.С. Сенева

Прием «отстранения» как форма выражения авторской позиции
в фельетонах Саши Черного

Вопрос о формах выражения авторской позиции в художественных произведениях – один из приоритетных объектов исследования таких известных литературоведов, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.А. Гуковский. Однако проблема «автора» рассматривалась этими учеными в основном на материале классической литературы, и только с 1980-х гг. она активно используется для интерпретации художественных и публицистических текстов начала ХХ века Л. А. Спиридоновой, В.К. Красуновым и др.

Благодаря своей двойственной природе, произведения фельетонного жанра имеют несколько отличительных особенностей: во-первых, их тематическая направленность напрямую зависит от ориентации на реальный факт, а во-вторых, для них характерно отсутствие динамики сюжета – ослабленная фабула объясняется публицистической задачей автора. В фельетонах Саши Черного доэмиграционного периода: «Дневник Резонера», «Аида» в Житомире», «Вечер юмора» и др., помимо типичных признаков фельетонного текста, отчетливо просматривается прием так называемого «авторского отстранения», предполагающего ограниченность и минимизацию прямых авторских оценок.

Помимо псевдонимов-масок (таких, например, как Иван Чижик, которым умышленно подписан фельетонный цикл «Бюджеты») и криптонима Сам-по-себе, под которым опубликованы «провинциальные» фельетоны, автор изобретает и сживается и со своим газетным амплуа резонера. Примечательно, что резонер – это персонаж, который не принимает активного участия в действии, а призван лишь обличать и высказывать нравоучения с авторских позиций.

Эта особенность поэтики фельетонного творчества Саши Черного наиболее ярко воплотилась в фельетонном цикле «Бюджеты» (1908). С точки зрения организации повествовательной формы все произведения цикла представляют собой бланки приходно-расходных операций разных категорий населения, например, «Бюджет холостого чиновника», «Бюджет студента» и т.д. В намеренно хаотичных финансовых фиксациях персонажей акцентируется внимание на обывательском, бездуховном отношении к действительности. Ирония автора скрывается в самом расположении статей реестра, где друг с другом соседствуют портрет Л. Андреева и «дюжина пикантных открыток».

Таким образом, с помощью приема «отстранения», не навязывая свою точку зрения, Саша Черный предоставляет читателю возможность сделать собственные выводы и тем самым расширяет нравственно-воспитательный диапазон и обличительный потенциал своих фельетонов.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional