М. Д. Прево

Трагедия рода в сценическом воплощении повести Ч. Айтматова «Белый пароход»


Спектакль «Белый пароход. После сказки» по мотивам повести Чингиза Айтматова был поставлен в рамках учебной программы по актерскому мастерству со студентами режиссерской специализации III курса кафедры мастерства актера и режиссуры театра анимации в Харьковском Национальном университете искусств им. И.П. Котляревского. Художественный руководитель курса – заслуженная артистка АРК Крым, главный режиссер Харьковского академического театра кукол им. В. Афанасьева – Оксана Дмитриева, художник спектакля – главный художник театра Наталья Денисова.

В рамках IX фестиваля негосударственных театров «Курбалесия» (2011 г.) спектакль стал лауреатом.

Уже до «Белого парохода…» на курсе сложился нетривиальный репертуар. Визуально-поэтическая зарисовка «Шаг-шаг-шагал» (о творчестве художника Марка Шагала), рождественско-лирическое действо «Белый Сон о белом Рождестве» (о рождении Младенца, глазами животных) удостоились чести быть репрезентантами харьковской школы анимации на Всемирном фестивале кукольных школ «КукАрт» в Санкт-Петербурге.

В спектакле-притче «Белый пароход…» студенты и их руководители вплотную приблизились к трагическому осмыслению Мира.

В прошлом веке проблема создания адекватных прозе Ч. Айтматова сценических версий так и не была до конца разрешена, а сам автор опасался перевода своих произведений на язык сценической площадки. В 70-е-80-е годы в Республиканском театре кукол Уфы (Башкирия) режиссер Владимир Штейн с художницей Мариной Грибановой одни из первых обратились к повести «Белый пароход», реализовав его на сцене с помощью гротескных масок и кукол, подобных большим каменным изваяниям. Впоследствии эта постановка станет одним из ярких авангардных примеров, подтвердивший, что возможности театра кукол безграничны, что ему доступны все жанры, вплоть до высокой трагедии.

«Белый пароход. После сказки» в решении харьковских студентов – это запоминающееся театральное действо, в котором неразрывно переплетены вековые национальные традиции, глубинная философия и непосредственное детское восприятия окружающего Мира.

Спектакль-притча о трагически утраченном единстве с природой, со своим родом и традициями. Благодаря метафорическому визуальному решению спектакль наполнен читаемой символикой: Герои, предавшие свой род, отказались от своей истории: Орозкул (Е. Демещенко), тетка Бекей (Е. Чоботко), бабка (Н. Подлесная), дед Момун (Я. Аносов) – воплощены одновременно в драматическом ключе (живой план) и в символической ипостаси (куклы – каменные валуны, предатели рода, превратившиеся в соляные столбы). Мальчик (Е. Авдеева) – это подвижная деревянная кукла, с угловатым и еще полностью не оформившимся тельцем.

«Белый пароход. После сказки» – спектакль, который по своей эстетике можно отнести к направлению театра художника.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional