Е. В. Сидорчук
Реализация оценочной стратегии в сатирическом цикле «Гражданин поэт» Дмитрия Быкова
Сатирический цикл «Гражданин поэт» современного русского литератора Дмитрия Быкова выбран для анализа констант, носящих оценочную функцию. Поскольку, как писал в «Работах по поэтике». Р. Якобсон: «задача ученого состоит в том, чтобы следуя интуиции, извлечь эти постоянные компоненты, или константы, непосредственно из текста поэтического произведения... Наряду с варьируемыми элементами, которые свойственны отдельному стихотворению, особое значение имеет некая постоянная мифология, лежащая в основе стихотворного цикла, а нередко и всего творчества поэта».
Жанровое определение «перепев» является наиболее уместным для данного стихотворного цикла, ибо традиционная стратегия трансфера пародии «высокое»/«низкое», применяемая автором, не имеет целью скомпрометировать литературный прототип. Экстенсивное использование цитат порождает интертекстуальность. Фактуальность цитат при создании нового текста позволяет цитирующему (Д.Быкову) использовать цитату как достоверный факт. Закрепление денотатов в коллективной памяти предопределяет переход литературных источников из художественно-эстетической сферы в мифо-идеологическую, где тот или иной литературный герой трансформируется в знак определенного образа и чувства.
Обращение современного автора к классическим текстам позволяет нейтрализовать остроту критики, дистанциироваться от речевого поступка, следовательно, репродуцирование чужих оценочных высказываний применительно к объектам критики избирается как инструмент манипуляции, как способ воздействия на ценностную картину реципиента. Как отмечала А. Приходько: «чужая оценка служит средством характеризации субъекта оценки. В аксиологической сфере говорящий максимально раскрывается как личность с самых разных сторон». Однако, Д. Быкова в цикле «Гражданин поэт», воздействуя на эмоционально-оценочное восприятие реципиента, никогда не «снимает с себя ответственность за нарушение максим коммуникации, выражая отрицательную эмотивно-оценочную информацию с помощью чужой оценки».
Дмитрий Быков, выражает свою собственную языковую личность и языковые личности своих героев способом, присущий многим пародийным произведениям эпохи постмодернизма, - используя языковую игру, принцип имитации, пользуясь сленгом и обсцентной лексикой.
Критика в жанре сатиры и указанные выше средства служат для реализации оценочной характеристики и выражения авторского отношения к реалиям современной российской общественно-политической системы и социо-культурного состояния общества.