Т.В. Горячева

Эстетический мир «новой драмы»

в пьесе Л.Д. Семенова «Около тайны»

В пятом номере журнала «Новый путь», созданном в 1903 г. Д. Мережковским и З. Гиппиус, вышла в свет драма Л. Семенова «Около тайны». Перед читателем предстает восприятие семейной трагедии глазами детей. Из текста можно догадаться, что муж, узнав об измене жены, убивает ее и себя. Все произошедшее видится детям как некая тайна. Диалоги детей: Толи и Таты наполнены мощной энергией внутреннего действия, осознанием нарушения спокойного благополучия их жизни. Сила диалогов в пьесе Л. Семенова сближает ее с драматургией А. Чехова. Своеобразие пьесы состоит в роли, отведенной автором для тайны – события, которое произошло задолго до представленных на сцене, но именно оно вызвало ситуацию, в которой оказались герои. Тайна становится центром пьесы, вокруг которого выстраиваются действующие лица их действия и мысли. Эта композиция была известна еще в Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение. Развязка – узнавание тайны приносит собой раскрытие внутренней сути всех событий. В пьесе Л. Семенова тайное не станет явным для детей, только читатель или зритель достигают настоящего понимания ситуации. Как отмечает В. Баевский: «Такого значительного, сложного произведения, как “Около тайны”, никто из сверстников Семенова к этому времени не опубликовал. Пьеса принадлежит к эстетическому миру “новой драмы” Г. Ибсена, К. Гамсуна, М. Метерлинка, с которым связана и драматургия Чехова». В статье «О реалистах» А. Блок назовет драму Л. Семенова «хорошей драмой». Напечатанная несколько позже в журнале «Новый путь» рецензия на спектакль Александрийского театра «Эдип в Колоне», по мнению В. Баевского, может восприниматься как автокомментарий к «Около тайны». В рецензии Л. Семенов рассуждает о восприятии древней трагедии Софокла зрителем его времени. Конфликт между предопределенностью всех поступков и свободой воли человека, лежащий в основе древнегреческой трагедии, противоречит христианскому религиозному сознанию: ответственность за свои поступки перед Богом предполагает, возможность свободного выбора. «Так открывалась человеку впервые, как необходимость [курсив Л. Семенова], новая идея, идея о Боге, покупающим своим [курсив Л. Семенова] страданием право на ответ людям за их муки, за те слезы невинных человеческих младенцев, царя Эдипа и всех тех, ради которых Иван Карамазов возвращает свой билет Богу». Искупительная жертва Богочеловека спасла человечество из мира  роковой предопределенности, дав ему свободу выбора и личную ответственность за него. В драме Л. Д. Семенова «Около тайны» гибель родителей неминуема, поскольку они забыли Бога. Спасение детей видится в их устремлении к Богу-искупителю.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional