И.В. Быкова

Светская повесть: споры о жанре в русской критике

первой половины XIX века

В 20-30 годы ХIХ века в русской литературе возникает особая внутрижанровая разновидность повести – светская повесть. Впервые термин «светская повесть» ввел в литературоведческий обиход С.П. Шевырев в 1835 году в рецензии на сборник Н.Ф. Павлова  «Три повести». Поскольку произведения, вошедшие в сборник, были посвящены теме большого  света и светского человека, а их главными героями являются представители большого света (Граф, Графиня, Княжна, Полковник, Корнет и т.д.), критик счел необходимым выделить их в отдельный литературный тип – светскую повесть. Многие критики первой половины XIX  века признавали существование такого типа произведений и выделяли их доминанты: раскрытие конфликта между «светом» и героем, который хочет быть самим собой, что не всегда согласуется с законами высшего общества; изображение одного наиболее значительного эпизода из жизни главного героя; описание быта и нравов  светского общества.

Однако в критике разгорелся спор, как по поводу самого термина «светской повести», так и по поводу жанровой принадлежности отдельных произведений. Так, С. Шевырев и Н. Полевой выступали за «светскую эстетику», требующую от искусства аристократического изящества и «приличия», исключающего из него все «низкое» и «грязное». Иной позиции  придерживались Н. Надеждин  и В. Белинский, считая, что никакое сословие, никакой избранный круг общества не могут «<…>иметь исключительной важности для литературы, так как литература есть глас народа и не может быть привилегией одного класса, одной касты». При этом, однако, критики ценили суть конфликта повестей – противостояние человека обществу, находя в нем демократические тенденции.

Таким образом, светская повесть была заметным явлением в истории русской литературы первой половины XIX века, и она требует глубокого и всестороннего исследования.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional