М.Э. Шульгун
О драматургическом компоненте в поэзии конца XVIII – начала XIX вв.
1790-е гг. – время, когда происходило динамичное и бурное развитие драматургии и театральной деятельности в России. Источником русской драмы исследователи считают сатиру и оду, а, с другой стороны, говорят о драматургическом компоненте в поэзии, можно понять, что сатирическое и комедийно-драматическое творчество были тесно связаны в художественном сознании драматургов XVIII века. Как замечает Т. В. Мальцева, «художественная практика драматургии показала, что русская комедиография тяготеет к использованию поэтических средств иных жанров»: полемическая комедия – сатиры, высокая комедия – трагедии, оды.
По мнению другой известной исследовательницы, Л. В. Сазоновой, «драматизм является внутренним свойством ломоносовской оды», выразившимся в динамизме повествования, изобразительности, экспрессивности. Он обнаруживает себя и как внешняя форма: в развертывание лирического сюжета оды «поэт включает реплики, монологи и диалоги персонажей, вступающих друг с другом во взаимодействие». В итоге жанр этот предстает как драматизированная поэма, а одописец – как режиссер и ведущий персонаж, связывающий различные эпизоды воедино. Заметим и еще одно: прозаическая комедия в театре конца XVIII – начала XIX вв. стояла на иерархической лестнице жанров ниже стихотворной.
Западные, особенно французские, популярные в просветительскую эпоху формы морализаторской комедии, слезливой комедии, мещанской драмы были известны российским драматургам, однако, как справедливо пишет И. Клейн, «независимо от французской модели в России XVIII века возникает та замечательная традиция сатирической комедии, которая продолжается в XIX веке Грибоедовым, Гоголем, Островским, Сухово-Кобылиным, а в двадцатые годы ХХ века театральной сатирой Маяковского, Эрдмана, Булгакова».