И.В. Шпак
Романы Дж.К. Роулинг в критической оценке А. Гениса
Романы Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере вызвали многочисленные отклики в России и Украине. О них писали религиозные деятели, издатели, читатели, учителя и социологи. Среди откликов на серию романов о маленьком волшебнике на удивление мало статей, написанных литературными критиками и исследователями литературы.
Книга Александра Гениса «Частный случай» интересна тем, что автор осмысляет литературные явления с позиции филолога и литератора. Одна из тем этой книги – феномен романов о Гарри Поттере. А. Генис признается, что является любителем литературы для детей, к которой возвращается во взрослом возрасте с удовольствием. Романы Дж.К. Роулинг, по его мнению, «не дотягиваются до классики, потому что написаны для детей, а не с ними. Построенный на специальных эффектах Поттер монотонно, как счетчик такси, накручивает никуда не ведущие приключения. Читатель не разбогатеет на «Поттере», ибо тот все получил даром, в наследство. Какие бы события ни ждали героя в еще не написанных томах, им не сравниться с тем, что произошло с Гарри в младенчестве. Начав с кульминации, Роулинг вынуждена заменить сюжет деталями. Только они, вроде совиной почты, и придают не более чем скромное обаяние этому незатейливому бестселлеру».
А. Генис, не принадлежа к любителям этих книг, все же готов понять тех, кто их любит. «В «Гарри Поттере», - пишет он, - я узнаю мечту моего детства. Как ни странно, она совпадает с идеалом каждого англичанина. Одиннадцатилетнему очкарику повезло попасть в сказочное царство. Готическая архитектура, темные коридоры, густонаселенные призраками, пыльные фолианты, дубовые столы, изумрудные газоны, парадные мантии, пышные ритуалы, вечные традиции, эксцентрические учителя и интересные уроки. Лучшая в мире британская школа за вычетом кошмаров, которые делают ее почти невыносимой. В сказке Роулинг очень мало сказочного. Именно поэтому ее книги работают. Узнаваемое оправдывает чудесное. Формула Поттера – минимум искажения при максимуме различия. Кажется, стоит чуть скосить глаза, как за непроницаемой стеной заурядного откроется спрятанная страна бесконечных возможностей. Путешествие в нее как раз то немногое, что фильм сумел добавить к книге».
В докладе анализируется статья А. Гениса, которая рассматривается в контексте споров о романах Дж.К. Роулинг в России.