А.С. Шемахова
Литературно-художественная критика К. Бальмонта: идеи и жанры
К. Бальмонт оставил три критические книги, а также десятки статей, которые печатались в различных альманахах, журналах, газетах России и зарубежья.
В основание книги «Горные вершины» (1904 г.) положены лекции, прочитанные К. Бальмонтом в разное время в Оксфорде, Париже, Москве. Жанровый состав ее разнообразен: преобладают портреты, далее следуют статьи и рецензии, также в книгу включено одно эссе и подборка испанских народных песен. При всей пестроте лиц и проблем в книге ясно очерчены взгляды и вкусы критика. На это сразу же обратил внимание А. Блок, в рецензии на «Горные вершины» он отмечает, что именно законченное мировоззрение автора может быть выделено как цемент, скрепивший её. Это утверждение справедливо и для двух следующих книг.
В книге «Белые зарницы» (1908 г.) также преобладают портреты. Каждая статья книги по сути являются иллюстрацией того или иного тезиса К. Бальмонта о символизме.
В книге «Морское свечение» (1910 г.) ведущую роль играют эссе. В неё также включены путевые заметки «Пьяность Солнца. Бретань» и «С Балеарских берегов. Путевая паутинка».
Анализ книг и статей К. Бальмонта позволил выделить три базовых жанра его литературно-критических работ: портрет (очерк творчества; силуэт, силуэт-параллель, силуэт-эссе; мемуарный очерк), статья (манифест; обозрение; проблемная; юбилейная; параллель; эссе), рецензия (монографическая; обзорная; рецензия-статья; предисловие). С годами предпочтения критика сдвигаются в сторону эссе.
Стремясь проанализировать мировую и отечественную классику, руководствуясь новыми символистскими критериями, критик видит истоки символизма в английской поэзии. Важным выводом для него является очевидное разделение русской поэзии на две полосы: полоса художественного натурализма – Пушкин, Лермонтов и их последователи – исчерпана; полоса «психологической лирики» – зачинатели Тютчев, Фет – безгранична.
Символизм он видит в «намеках и недомолвках», выражении неуловимого, таинственного и считает, что как метод творчества он связан с импрессионизмом стиля и декадентским мировосприятием. Символическое произведение лишено национальных черт, оно повествует об общезначимом и общем, приобретает характер надмирности, сверкает «белыми зарницами» над «горными вершинами».