А.В. Чигринцева

Щедрин – критик романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»


То, что революционера-демократа Щедрина  не удовлетворял абстрактный либерализм, положенный А.К.Толстым в основу своего романа, конечно, не вызывает удивления. Своей главной задачей Щедрин считал борьбу с реакцией. Однако «реакционная беллетристика», против которой он выступал, не всегда являлась таковой. Критик причислял к реакционным любые сюжеты, которые, по его мнению, отвлекали от злободневных вопросов социального и политического характера. Так, основную идею «Князя Серебряного», заключенную в словах «не бывать на земле безбоярщине!», Щедрин счел реакционной, так как, по его мнению, она перекликалась с сопротивлением реакции реформам шестидесятых годов.  Реакционными считал Щедрин и исторические взгляды Толстого, идеализировавшего, по его мнению,  феодальную Русь и осуждавшего преобразовательную деятельность Ивана Грозного не только за жестокие методы, но и по самому существу.

Обращают на себя внимание известная односторонность и чрезмерная категоричность подобных оценок. Своим романом Толстой предлагал собственное решение вопроса о будущем России. Он видел его в либеральных реформах русского государства. Однако эта программа не могла устроить революционно-демократического критика, считавшего, что сущность политической идеологии одна и та же как у консервативных, так и у либеральных представителей помещичьего класса: «каждый прогрессист есть не что иное как переодетый ретроград» . Как и большинство критиков, Щедрин обвинил писателя в отсутствии правдивого изображения эпохи Ивана Грозного. Критик утверждал, что автор романа, воспроизводя историческое прошлое, шел не от действительности, а от правил и образцов «на предмет составления таковых упражнений преподанных»

Щедрин очень критически относился к заимствованию отечественными писателями западноевропейских сюжетов, с перенесением их на русскую почву. Он считал, что такие произведения не могут отражать народный дух и уже поэтому являются реакционными. Поэтому указание на сходство «Князя Серебряного» с написанным примерно в то же время романом Г.Флобера «Саламбо» имело несомненный полемический характер: Содержание сих романов, писал он, явно гиперболизируя действительное положение вещей, во многом до такой степени сходствует, что нелишне было бы провести между ними некоторую параллель, дабы видеть, что и кто у кого предвосхитил.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional