М.Н. Панчехина

Михаил Булгаков как писатель и актёр


"Вы не представляете себе, до какой степени я рад Вашему вступлению в наш театр! Мне пришлось поработать с Вами лишь на нескольких репетициях "Турбиных"; и я тогда почувствовал в Вас – режиссёра (а может быть, и артиста?!"). Мольер и многие другие совмещали эти профессии с литературой" (К.С.Станиславский – М.А.Булгакову. 4.IХ.1930).

1.     Дом-театр

Вхождение Михаила Булгакова в театральный мир, постижение законов сцены, актёрской игры, – словом, всё то, что можно назвать театральным романом, начинается с важнейшего компонента булгаковского пространства: это Дом. Бытовое поведение писателя в разные годы жизни – от детства и вплоть до самой смерти – пестрит шутками, розыгрышами, любительскими спектаклями, таинственными записками, переодеваниями, шуточными интервью, мистификациями. В сущности, булгаковская манера поведения в домашних стенах напоминает выступление на малой сцене – "бытовые сценки", но эта камерная игра едва ли не для самой взыскательной публики.

2.     Мимика и костюмы

По воспоминаниям современников, Булгаков обладал живой мимикой (С.С.Пилявская, Ю.П.Полтавцев), что при попытке обобщения портретных характеристик даёт возможность говорить именно об актёрских чертах внешности писателя (В.Катаев). Не ограничиваясь рампой, природный артистизм Булгакова – как бы проигрывание созданных им же героев – прослеживается при выборе костюма: будь то цветной жилет, ярко-жёлтые ботинки, галстук бабочкой, отглаженная чёрная пара или толстовка. Следует подчеркнуть внимание писателя к деталям гардероба: так, играя моноклем, Булгаков вставлял его то в один, то в другой глаз (А.М.Файко). Характерной в этом контексте выглядит булгаковская реплика, воспроизведённая Л.Е.Белозерской в мемуарах: "Если бы у меня были чёрные перчатки, я бы всех вас с ума свёл".

3.     Автопрочтение

Способность писателя читать для слушателей собственную прозу – без излишней аффектации и актёрства, но с тончайшей интонировкой и наглядностью, апеллирует к специфической черте булгаковского творчества: визуальности художественного образа. Зримость героев, прямо постулируемая писателем в "Театральном романе" ("Что видишь, то и пиши"), возможность видеть в деталях и представлять взору публики художественный мир – уникальная особенность Булгакова, писателя и актёра.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional