А.А. Никитченко
кандидат филологических наук
Детская драматургия Е.И. Васильевой
«Я сейчас очень в сказках», – писала поэтесса и драматург Е. Васильева своему ближайшему другу М. Волошину в 1923 г. В начале 20-х гг. судьба поэтессы была тесно связана с детской драматургией и театром для детей, организованным совместно с С. Маршаком в Екатеринодаре. Е. Васильева и С. Маршак работали со специфической детской аудиторией, «детьми с печальными судьбами», что предполагало создание особого репертуара. Более того, сама концепция Детского городка и театра в нём была основана на представлениях антропософа Р. Штайнера о поэтапном и полноценном познании ребенком окружающего мира.
Детская драматургия Е. Васильевой представляет особый интерес в связи с её малоизученностью и содержательным компонентом, способствующим формированию нетрадиционного подхода к воспитанию детей посредством театра и драматургии. В задачи театра Е. Васильевой и С. Маршака входило духовное развитие детей, обучение основным этическим нормам, открытие и развитие творческой грани их внутреннего мира. Жанр сказки соответствовал поставленным целям. Сообразно этапам развития ребёнка создавались три категории пьес: 1) подвижные игры (дошкольный возраст); 2) развитие творческой фантазии (младший и средний возраст); 3) пьесы, содержащие глубокую философскую символику (старший возраст).
Об авторстве Е. Васильевой можно судить только по переписке С. Маршака и их совместно созданному сборнику «Театр для детей» (1922), по причине ссылки поэтессы и забвению её имени из-за причастности к деятельности Антропософского общества в России. Известно, что Е. Васильева внесла большой вклад в создание наиболее сложной категории пьес для старших школьников, основанных на сказках О. Уайльда, Г.-Х. Андерсена и др. Её перу принадлежат пьесы «Молодой король», «Цветы маленькой Иды». «Видоизменяя фабулу», Е. Васильева сохраняет основную идею пьесы, усиливая её философское начало посредством антропософской символики, что способствует глубокому самоанализу детей, восприимчивость которых поэт Б. Леман сравнивал с «простой, народной».