О концепции Чтений-2018
Центр изучения еврейской диаспоры им. Гольдштейна-Горена Тель-Авивского университета и Фонд Льва Лившица планируют провести 5 марта 2018 г. в Тель-Авивском университете симпозиум «Жизнь евреев и еврейская жизнь в Советском Союзе (от убийства Соломона Михоэлса до ленинградского «самолетного дела» Эдуарда Кузнецова). Симпозиум задуман как продолжение на новом этапе и в других обстоятельствах традиций научных чтений памяти Льва Лившица, которые проходили в Харьковском национальном педагогическом университете в 1996‒2014 гг.
Симпозиум предполагает организацию двух секций форума: «Безродные космополиты» и их этический код» и «Евреи – одиночки, мечтатели, первопроходцы». Такая структура, по замыслу организаторов, отражает сложившееся в годы сталинской политики положение, при котором власти стремились вытеснить евреев из советской элиты, разгромить последние островки еврейской национальной культуры – театр и литературу на идише, и готовили массовое переселение евреев на Дальний Восток.
В годы, заявленные как хронологические рамки симпозиума, складывается особый тип поведения советских евреев как «евреев молчания», перед которыми открывалось два пути: либо выживать в предложенных условиях без всякого учета и оглядки на национальные традиции, без внешних признаков еврейства, но продолжать свою работу и духовное сопротивление в избранной области; либо пытаться сохранять и поддерживать еврейское национальное самосознание в подполье, до того момента, когда советские евреи смогли открыто заявить о своем желании покинуть СССР. Таким образом, в фокусе внимания симпозиума оказывается коллективное самоощущение советских евреев. Особенно важно обратить внимание на единство общечеловеческих и еврейских культурных ценностей в жизни и работе писателей, ученых, художников, проявлявшееся в самом отношении к профессии и ученикам.
Судьба Льва Лившица оказывается ярким примером выбора первого типа, «жизни евреев» в СССР, при которой даже в официальных и разрешенных рамках «аннексии» национальной принадлежности «этический код» подобных ему людей резко отличался от общепринятого, что не могло оставаться безнаказанным. Характерно, что спустя 30 лет после смерти Лившица его личность, жизнь и деятельность нашли отклик у многих харьковчан, собравшихся на вечер его памяти, и были восприняты обществом как ответ на существовавший запрос. Этот посыл лежал в основе идеи научных чтений памяти Льва Лившица и позволял на протяжении почти двух десятилетий проводить их ежегодно. Лев Лившиц воплощал тип интеллигента-шестидесятника, научного, общественного и культурного деятеля, верившего и не жалевшего своих сил на "очеловечивание" жизни в советском государстве. И в постсоветском обществе середины 1990-х гг. еще был спрос на такой тип личности и поведения, заданный масштабными процессами перестройки.
Сегодня нам известно, что в то же самое время и позже существовала и подпольная «еврейская жизнь» ‒ какой бы невероятной эта мысль ни казалась – проявлявшаяся в продолжении художественного творчества на иврите или изучении запрещенного языка, в выживании идиша или попытках вести традиционную религиозную жизнь.
Таким образом, перед исследователями советского еврейства возникает картина духовного и интеллектуального напряжения между существовавшими моделями социального и личного поведения. Поэтому нынешний симпозиум ставит своей целью рассмотреть с разных сторон и разных позиций сложные процессы в недрах советского общества конца 40-х – начала 70-х гг. Цель этого мероприятия состоит в актуализации проблем советской еврейской диаспоры, а также координации усилий специалистов, живущих в Израиле и других странах, с тем чтобы познакомить общественность, и особенно студентов гуманитарных специальностей, с существующими проблемами изучения еврейской истории советского периода и подходами к их решению.