Н.М. Акопьянц
Роман А.И. Солженицына «Раковый корпус» в оценке Л. Ржевского
Как известно, русские писатели эпохи тоталитаризма были ограничены государственной цензурой не только в выборе тем для художественного изображения, но и в сроках и характере воздействия своих произведений на общество. Так, роман А.И. Солженицына «Раковый корпус» был завершен еще в 1967 году, но ввиду запрета на творчество писателя внимание отечественных критиков было обращено к нему лишь в 1990-х годах ХХ столетия. За рубежом, однако, роман вызвал бурную реакцию в литературоведческих кругах сразу после появления в самиздатской печати.
Одним из самых ранних откликов на роман в иностранной периодике стала статья Л. Ржевского под названием «Творческое слово у Солженицына», опубликованная в 1969 году в Нью-Йорке в «Новом журнале». В работе был представлен глубокий, обстоятельный и многосторонний анализ романа А.И. Солженицына «Раковый корпус».
Л. Ржевский рассматривает произведение в тесной связи с личностью писателя. Особое внимание критик уделяет новаторскому подходу
А.И. Солженицына к языку. В статье предприняты попытки определить семантико-стилевой строй речи героев романа. В результате подробного анализа монологической и диалогической речи персонажей Л. Ржевский приходит к выводу, что в семантико-стилевом отношении в романе «Раковый корпус» преобладает установка на устность и функциональную выразительность разговорно-просторечных образований. Признавая за Солженицыным преемственность толстовских традиций в передаче душевной экспрессии действующих лиц, критик видит в писателе главным образом мастера психологического портрета.