И.В. Быкова
Актуальные проблемы изучения творческого наследия Н.А.Дуровой в литературоведении ХХ –ХХІ веков
Н.А.Дурова – выдающаяся личность, отважный воин и самобытный писатель, роль произведений которого в литературном процессе первой половины ХIХ века недостаточно изучена. Интерес к Н. Дуровой возобновился в начале ХХ в. Так, в занимательной форме была пересказана биография Н. Дуровой А. Саксом в повести «Кавалерист-девица штабс-ротмистр Александр Андреевич Александров» в 1912 году, Л. Спасской «Знаменитая вятчанка женщина-воин Надежда Андреевна Дурова» (1914 год), и В. Поворинской «Женщина-воин (Из жизни Н.А. Дуровой)» (1905 год), А.И. Оськиным «Надежда Дурова – героиня Отечественной войны 1812 года», а также Я.С. Рыкачевым. Однако литературная деятельность писательницы была почти полностью забыта, так многие ее произведения не были ни разу переизданы после 1839 г. Среди них – роман «Гудишки», повести «Нурмека», «Клад», «Ярчук, Собака-духоводец», «Оборотень». Исключением были только «Записки кавалерист-девицы», которые неоднократно издавались в советское время и подробно анализировались современными литературоведами: В.В. Афанасьевым, Б.В. Смиренским, А.С. Ерохиным. В.Б. Муравьевым. Остальным же произведениям Н.А. Дуровой не уделялось должного внимания. Н.П. Изергина попыталась дать более детальный анализ произведений Н. Дуровой, опираясь на мнение В.Г. Белинского, комментируя и уточняя некоторые высказывания критика, она расставляет спустя столетие свежие акценты о творчестве Н.А. Дуровой. Однако, как и другие исследователи, она не включила в свой анализ светскую повесть «Оборотень, или рассказ шестидесятилетнего гусара», а также не обратила внимания на историческую повесть «Нурмека». Исследовательница ставит в заслугу Н. Дуровой то, что она в своих произведениях поднимает, прежде всего, вопрос о свободе и независимости человеческой личности, рисует конфликт положительного героя с окружающей его светской средой, раскрывает необычайное духовное богатство людей.
Исследователи ХIХ века, в отличие от предшественников, по-новому осмысливают произведения Н.А. Дуровой. Так, «Запискам» посвящены кандидатские диссертации Е.Е. Приказчиковой «Записки кавалерист-девицы» и военная мемуарная литература первой половины девятнадцатого века» (1995) и Т.Ю. Томилиной «Русская военная мемуаристика первой трети XIX столетия» (2004). В последней диссертации автор дает многоаспектную характеристику «Записок»: рассматривает жанровую природу повести, соотносит ее с существующей мемуарной литературой и делает акцент на женской доминанте в мемуарном тексте. Заслуживает внимания исследование Е.И. Болюх «Жанровое своеобразие художественной прозы Надежды Андреевны Дуровой», в которой делается акцент на анализе повестей и романов писательницы, а также прослеживается их связь с зарубежной готической литературой предромантизма.