Д.А. Зубарь
Мертвые слова в творчестве Ф. Сологуба
Мир романов Ф. Сологуба – это мир преисподней. В рамках нашего исследования мы рассматриваем декадентский роман как жанр, в котором продолжается и трансформируется карнавальная традиция Ф. Рабле и Ф. Достоевского, поэтому исследование образов, архетипов и особенностей хронотопа, служащих для изображения мира преисподней, имеет первоочередное значение.
Мертвые слова являются важнейшей характеристикой мертвецов, населяющих ад декадентского романа. Романы Ф. Сологуба пронизаны мертвым словом: сплетнями, клеветой, ложью, злословием и многословием. Все герои романа Сологуба «Мелкий бес» так или иначе взаимодействуют со сплетнями, порождая и распространяя их, однако одни безоговорочно верят даже самым нелепым сплетням, другие отличаются большей способностью отличить правду от лжи и защитить себя от пагубного влияния неправдивых слухов, третьи не только не восприимчивы к сплетням, но и могут с их помощью оказывать воздействие на окружающих. Некоторые особенности речи героев Сологуба имеют гротескную природу: недоброжелательные выпады, неожиданные и ничем не мотивированные, непристойности, сплетни, отклонения от норм вежливости, резкость, странность, бессмысленность речи.
В творчестве Сологуба освещена потенциальная сила языка. Слова теряют смысл и обретают магическое значение, функционируют вне намерений говорящего, за счет неоднозначности слов создаются новые реальности и значения. Следует особо отметить ненужную многословность героев как характерное явление декадентских романов. В качестве мертвых слов, на наш взгляд, выступают: лживые слова, злые слова, бессмысленные слова (излишнее многословие).
Мертвые слова, произносимые людьми-чертями, присутствуют и в критическом очерке Сологуба «Человек человеку дьявол». Данный очерк перекликается с отрывком из 13 главы трилогии «Творимая легенда», изображающим шествие мертвецов по навьей тропе. В очерке писатель говорит о том, что дьявол, воздвигший обман разъединения между людьми, сеет между ними ненависть и вражду именно при помощи страшных черных слов, прожигающих душу до дыр. Мертвое слово является, на наш взгляд, художественной доминантой в декадентских романах Сологуба. В перспективе – изучение роли мертвых слов в русском и европейском декадентском романе.