Я.С. Клименко

Мотив болезни в оперных либретто М.А. Булгакова

Оперные либретто М.А. Булгакова пронизаны рядом мотивов, многие из которых имеют интертекстуальные связи с другими произведениями автора, чем, во-первых, обращают внимание реципиента на содержание либретто, а во-вторых, свидетельствуют о наличии акцентированности на смыслообразующие элементы в этих произведениях.

Одним из основных мотивов в оперных либретто М.А. Булгакова является мотив болезни. Физический недуг зачастую связан с психическим и психологическим состоянием определенных героев. Грань между болью телесной и душевной у Булгакова порой очень тонка. Именно поэтому данный мотив соотносится с мотивом безумия, который является одним из центральных мотивов в творчестве автора. В тексте либретто значительное количество фраз, намеков, косвенных указаний, смысл которых сводится к понятиям – безумие, болезненный бред, отсутствие трезвого ума, сумятица и хаос.

Мотив болезни выполняет в оперных либретто ряд функций. Во-первых, он передает общее настроение произведения, его эмоциональный фон. Читателя не покидает ощущение нездоровой «бредовой» обстановки, хаоса и бессмыслицы. Эта функция наиболее ярко воплощена в либретто «Черное море».

В этом же произведении анализируемый нами мотив олицетворяет отношение автора к описываемым событиям – Гражданской войне, смене прежнего строя и вместе с тем и жизненного уклада не только героев произведения, но и самого писателя и всего народа. Булгаков тем самым выносит приговор происходящему, дает оценку исторической картине. В-третьих, данный мотив используется автором для передачи душевного состояния героев, писатель обрисовывает психологический портрет персонажа. Для Болотовой – главной героини «Черного моря» – сумасшедший бред вследствие тифа, возможно, ограждает и защищает ее от того сумасшествия, которое творится вокруг нее, он олицетворяет неприятие героиней действительности, нежелание воспринимать ее как свершившуюся данность, попытка «задержать» прошлое. В произведении «Петр Великий» болезнь главного персонажа символизирует предчувствие надвигающейся смуты, упадка, является предвестником недоброго.

Таким образом, мотив болезни выполняет в оперных либретто не просто сюжетную функцию, он играет роль эмоционального индикатора внутренней формы произведений.

 

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional