А.А. Князь

Поэтика цвета в трагедии М. Цветаевой «Ариадна»

На фоне растущего интереса к поэтике цветаевского творчества становится особенно заметным неисследованный пласт цветописи, играющей значительную роль в воплощении художественных идей в произведениях поэта. Между тем, цвет – это сознательно использованный и тщательно продуманный прием М. Цветаевой, который служит выразителем мыслей и чувств поэта. В драме «Ариадна», изобилующей пестрой колористикой с доминирующими в ней красным, черным и белым цветами с вкраплениями серых, золотых и голубых оттенков, цвет особенно важен. Сложность изучения цветовой палитры трагедии связана с определением цветономинации. Если эпитеты с прямым называнием цвета не вызывают сомнения, то большинство непрямых указаний на цвет можно трактовать двояко. В процессе работы по цветонаименованию в драме был произведен подсчет слов, несущих на себе сему цвета. Все цвета были распределены на цветовые спектры с одной доминантой (красный, черный, белый, серый, золотой, зеленый, голубой). Для каждого спектра учитывалось прямое называние цвета и его оттенков, а также непрямое называние посредством имени существительного и глагола. Доминирование красного цвета на протяжении всей трагедии не вызывает сомнения, причем он выражен, в основном, через слово «кровь», что обозначает героичность, решительность, страсть, стремление вперед. Красный цвет в трагедии характеризуется динамикой, и уже с третьей картины драмы проникает в черную палитру произведения. Появление красного в черном приводит к осветлению, знаменует переход от мрака к свету. Поэтому становится объяснимым тот факт, почему черный парус в конце произведения становится белым. Традиционная оппозиция черный-белый у Цветаевой получает особую интерпретацию: черное есть белое, причем черное не имеет негативной коннотации, а совсем наоборот: «свеж», «мил», «благ». Важна градация, которую проходит черный цвет на пути к белому: сначала он зеленый, затем красный, светлый и, в конце, белый. В финале трагедии парус становится «знаком пребелейшей Ариадны», наивысшей концентрации белого, в трактовке которого сохраняется традиционная для античности семантика чистоты. У Цветаевой черный сближается с белым в значении пустоты, только черный – опустошенность, а белый – пустота, готовая к заполнению (сравнение женщины с сосудом, готовому к заполнению). В колоративах главных героев реализуется оппозиция земного-небесного: белый цвет противостоит красному, «пребелейшая Ариадна» демонстрирует отрешенность от всего мирского (цветного), она принадлежит к высшему, божественному миру, а цветоспутник Тезея – красный цвет (меч его кровавый рдеет, одежды его алые). Цветам белому и красному в системе трагедии противостоит золотой, соотнесенный с Афродитой и означающий божественный пантеон («золотой клубок», подаренный Ариадне). Здесь спутником золотого становится лазоревый цвет, устремленный ввысь, к потустороннему. В драме красный цвет обладает амбивалентностью. Так, с одной стороны, он сопряжен с героизмом, страстью, энергией, иногда смертью, а с другой, – является признаком молодости и цветения, реализованный в непрямой цветономинации «роза», «травка», при этом в последнем случае Цветаева сводит цвета красный с зеленым. Серый цвет представлен в основном в словах «седой» и «пепел» и трактуется Цветаевой традиционно – старость, переходящая в смерть.

Цветовая палитра трагедии многофункциональна. Она способствует реализации основных авторских идей и тем, участвует в формировании мотивной структуры, выявляет сходство и различия героев, конфликтов, способствует пространственно-временной организации произведения и прояснению творческой концепции поэта.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional