А.О. Мартыненко
Рецепция повести «Островитяне» и романа «Мы» в пьесе-инсценизации Е.И. Замятина «Общество Почетных Звонарей»
Вдохновленный сценическим успехом комедии «Блоха», в 1924 году Е. Замятин приступил к работе над инсценизацией собственного произведения. Претекстом драматургу послужила повесть «Островитяне», написанная им во время пребывания в Англии в 1916-17 гг. Примечателен тот факт, что повесть и пьесу разделяют целых семь лет, которые оказались для автора весьма плодотворными в творческом отношении и в значительной степени повлияли на становление его идейно-художественных взглядов. В 1921 году Замятиным был написан первый в мировой литературе роман-антиутопия «Мы», который стал своеобразным авторским манифестом, разоблачающим губительность политической диктатуры и машинной культуры, подавляющих творческую энергию и индивидуально-личностное начало человека. Этот мотив, впервые прозвучавший в повести «Островитяне», в полной мере реализовался в сатирическом романе-антиутопии, а затем, обогащенный опытом этого новаторского произведения, был переосмыслен и своеобразно реализован в жанре в драматического произведения.
В пьесе-инсценизации «Общество Почетных Звонарей» выразительнее, чем в повести, проступает мотив марионеточности, а тема неизбежности торжества «общества машинобожия» звучит более зловеще, чем в романе. Творческий опыт прозаических произведений оказал влияние не только на идейно-тематический план инсценизации, но и внес коррективы в образную систему пьесы. Характеры персонажей трагикомедии оказались более рельефными, с резко очерченными чертами. Е. Замятин не просто перенес в пьесу героев повести «Островитяне», но и наделил их новыми качествами, позаимствованными у героев романа «Мы», таких как Благодетель, Д-503 или I-330. Как следствие, действующие лица трагикомедии выступают как вполне оригинальные образы, синтезировавшие в себе характерологические черты жителей прихода Сент-Инох и обезличенных нумеров Единого Государства.
Таким образом, пьесу-инсценизацию «Общество Почетных Звонарей» можно назвать не только переработкой оригинального текста повести «Островитяне», ее драматургическим вариантом, но вполне самостоятельным, качественно отличным от претекста произведением, представляющим важную часть драматургического наследия писателя.