Т.М. Марченко

доктор филологических наук, профессор

Оссианизм в русском романтическом лиро-эпосе

Имя средневекового кельтского барда Оссиана, введённое в круг читательских интересов в конце XVIII века англичанином Дж. Макферсоном, было хорошо известно в России. Связанный с его легендарной биографией образ поэта, воспевающего героические деяния предков, не дающего национальной памяти народа забыть славное прошлое, широко использовался в творческой практике русских поэтов-романтиков. Фигура народного песнопевца, будь то Орфей, Боян, бард, скальд или бандурист, пропагандирующего высокие идеи и одержимого святыми чувствами, была особенно притягательна для поэтов декабристского круга. В этой связи В. Базанов предложил специальный термин – «декабристский оссианизм». По мнению учёного, этот феномен принципиально отличен от творчества всех других почитателей и подражателей Оссиана-Макферсона. Если те находили в поэзии знаменитого барда нежнейшую тоску и священную меланхолию, то романтики-декабристы и их единомышленники ценили мотивы высокой гражданственности.

Изучение русского романтического оссианизма перспективно как в идейном, так и в художественном ракурсе. Оссиановская традиция определила жанровые приоритеты поэтов, обратившихся к историко-героической тематике. Это дума (К.Ф. Рылеев), песнь (А.С. Пушкин, О.М. Сомов), «мелодия» (Н.А. Маркевич), героида гимн, эпическая элегия (Н.И. Гнедич), и др. В стихотворной новелле Ф.Н. Глинки «Хата, песни, вечерница», гость, присутствующий на украинских вечерницах, заявляет о желании послушать народные предания о «милой старине, о давней гетманов войне!»: «Запойте, девы, песню-чайку и похвалите в песне мне Хмельницкого и Наливайку». Пробуя силы в песенных лиро-эпических жанрах, эти авторы заявляют себя продолжателями традиций праотцов гражданской поэзии, самим фактом жанрового выбора конкретизируют собственные позиции.

Оссиановские начала видим не только в произведениях декабристской литературы. Они явственно присутствуют в разработке центральной для всей русской литературы XIX века темы – поэта и поэзии, в авторских раздумьях о жизненном назначении стихотворца, его роли в жизни общества. Ярким примером в данном случае нам представляется баллада (вновь песенный лиро-эпический жанр!) «Слепой» А.К. Толстого. Ритмико-стилевой аспект этого произведения, как, впрочем, и подавляющего большинства исторических баллад и былин поэта, выдержаны в русле народной песенной традиции.

Многообразие форм проявления и использования оссиановских мотивов упомянутыми нами поэтами свидетельствует о том, что на русской почве они приобрели сугубо национальное, специфическое воплощение.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional