О.А. Писарева
М. Горький о типологии героев русской классики (на материале каприйских лекций по истории литературы)
Одной из центральных проблем в цикле лекций по истории литературы М. Горького, прочитанных в школе партийных пропагандистов на Капри в 1909 году, стала проблема типологии героев в русской классике XIX века. Стоит заметить, что на фоне заметно усилившегося интереса к процессам развития русской словесности на рубеже ХІХ–ХХвеков, типология героев не считалась специфической литературоведческой проблемой и имела несколько схематичный характер. Под типичным понимали «такое явление, которое заключает в себе те или иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда явлений» (П. Михайлов). Представления о типе восходили к определению, данному В. Г. Белинским: «Тип в искусстве — то же, что род и вид в природе, что герой в истории...».
Историко-литературные изыскания исследователей рубежа веков стали первыми подступами к постановке проблемы типизации, и ее последующего целостного анализа. Достойное место в этом ряду занимают попытки М. Горького осмыслить своеобразие, идейно-художественную сущность программных для русской литературы героев. Писатель выстраивает свою типологию на основе классового подхода, на котором базируется вся система его историко-литературных и теоретических взглядов. Отсюда, особый интерес к парадигме Онегин – Печорин – Чацкий – Бельтов – Рудин – как к типам, порождённым дворянской самокритикой. Глубокому анализу подвергнут процесс активного творческого функционирования образа «лишнего человека», постепенная утрата его актуальности, обусловленная реалиями общественной жизни, и появление «нового человека» – нигилиста Базарова. В рамках становления нового типа ‑ разночинца, М. Горький обращает внимание на «маленького человека», как образ униженного и оскорблённого. В силу ярко выраженной классовости в мировоззренческих позициях высказывания М. Горького не лишены субъективности, а порой и тенденциозности. Так он не разделяет чётко понятия «образ» и «тип», образы народных заступников С. Разина и Е. Пугачёва определяет, как типы. Кроме того, если традиционно литературный тип, это совокупность персонажей, объединённых по какому либо критерию, то для М. Горького – это, в первую очередь характеры, отсюда – типы (а не образы) Скотинина, Простаковой, Кутейкина в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Реконструкция обозначенной нами проблемы в общей системе историко-литературных взглядов М. Горького, в широком контекстном ракурсе ещё не предпринималась учёными и будет осуществлена в представленном на Чтениях докладе впервые.