Е.В. Сидорчук
Поэтика постмодернизма и жанровый синтез современной
постановки драмы Михаила Старицкого «Разбитое сердце»
К интеграционным образованиям, построенным на взаимодействии слова и музыки, к проблемам синтеза искусств, к нивелированию границ различных видов творческой деятельности привлечено внимание исследователей разных областей. Идеи деконструкции и техника коллажа – соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилистическую разнородность, – зиждущиеся на поэтике постмодернизма – интертекстуальности – нашли воплощение в постановке мелодрамы Михаила Старицкого «Разбитое сердце» в Львовском академическом театре «Воскресение».
В каноническую структуру мелодрамы режиссером (Алла Федоришин) введены музыкальные номера, стилистически принадлежащие фольклору эпохи вагантов и жанру городского романса, хронологически относящиеся к различным эпохам. Морально-этические и социальные проблемы, на которых завязан конфликт пьесы, выносятся на суд зрителя под бравурный шансон и цирковую эксцентрику. Что, в прочем, не затрудняет возникновение зрительской эмпатии, а способствует восприятию художественного произведениям, пониманием интенций режиссера.
Конструкции тематического материала, элементы метадрамы (гротескные образы режиссера и «съемочной» бригады, появляющиеся во втором действии, кинематографические аллюзии, органически вмонтированные в динамический сюжет любовной драмы Текли Недольской и Кости Яворовского, призваны подчеркнуть противоестественность истории героев. Контрастным фоном личной трагедии героев служит сама атмосфера спектакля. Богатая палитра городской жизни, детально описанная Михаилом Старицким, синтезирована визуально и акустически. Иллюзия погружения в атмосферу Львова-современника Михаила Старицкого достигается тем, что спектакль ведется на украинском, польском и немецком языках. Эта инсценированная полиглосия, характерная черта полиэтнических культур, является метафорой невысказанности чувств героев.
Переосмысление театральных, музыкальных и поэтических традиций западной Украины и жанровый синтез свидетельствуют, в частности, о продолжении экспериментов в области художественных форм и, в целом, о незавершенности эпохи постмодернизма.