О.В. Скорикова
«Земельный вопрос» в публицистических очерках Бориса Екимова
Борис Екимов, ставший широко известным в России благодаря жанру рассказа, реализовался не только как литератор, но и как публицист. Выраженная при помощи очерков и эссе идейно-эстетическая парадигма прозаика способствует раскрытию его творческой «системы координат». Причем индивидуальная траектория развития публицистической проблематики Екимова соответствует общепублицистическим тенденциям конца ХХ – начала XXI вв. и сосредоточена, в первую очередь, на решении земельного вопроса.
Подчиненные логике авторского мировидения разрозненные эпизоды очерковых текстов выстраиваются таким образом, чтобы, соединяясь, дать в фокусе земельной темы представление о политических, экономических, социальных, философских, этических и эстетических реалиях современности.
Духовно-нравственный аспект также взят публицистом во взаимосвязи с аграрным вопросом. В текстах данное сближение становится очевидным благодаря постепенному сжатию хронотопа. Публицист отказывается от изображения крупных объектов, к числу которых относятся многочисленные ландшафты Донского края, фокусируя внимание на более мелких – хуторских дворах и далее – внутреннем убранстве дома, что играет существенную роль в постижении «крестьянской души» (Б. Екимов) их владельцев. Из хозяев своего двора «вырастают» сельские труженики и хозяева страны. Примечателен тот факт, что критерий отношения к работе, а следовательно, к земле лежит в основе писательской антропологии.
В прямой зависимости от проблемной доминанты – земельного вопроса – находится заглавие очерка, в сжатом виде отражающее не только смысловой стержень произведения, но и особенности авторской интерпретации, одной из которых является открытость финала.