О.В. Чубукина
Теория сатиры в творчестве Ф. А. Эмина
Теория сатиры в творчестве Ф.А. Эмина не была предметом специального исследования. Специальных теоретических трактатов Ф.А. Эмин не оставил, но его литературно-эстетическая позиция была четкой. Свое искусство Эмин противопоставляет классицизму, высмеивает так называемых «высоких» поэтов, их стремление поставить свое творчество над жизнью, превратить его в «чистое» служение поэзии. В теоретических рассуждениях о сатире Эмин пошел дальше английских писателей Стиля и Аддисона, которые проповедовали умеренную, добродушную, мягкую сатиру, полагая, что сатира, направленная против отдельных лиц,— «оружие опасное и по большей части незаконное». Еще в 1766 г., за три года до знаменитой полемики о сатире в русской литературе, Эмин отстаивает принцип персональной сатиры, сатиры не на порок, а на конкретное лицо. Смысл теоретических рассуждений Эмина: писатель обязан обличать беззаконие как главное зло, пронизывающее все ступени имперской иерархии. Эмин доходит до утверждения, что писатель вправе посягнуть и на «высочайшую особу». Полемика о сатире в 1769 г. — следующий этап в развитии писателя-сатирика. В полемике со «Всякой всячиной» Эмин смело и открыто выступил союзником «Трутня» и в своей «Адской почте» с прежней четкостью и определенностью повторил свое кредо. Отстаивая сатиру «на лица», Эмин резко возражает против абстрактного морализирования. Эмин издавал «Адскую почту» незадолго до пугачевского восстания, когда уже обозначился кризис внутренней политики правительства Екатерины II. Эмин делает попытку осмыслить причины социальных неурядиц. Хотел или не хотел этого писатель, но мысли его далеко выходят за рамки осуждения только «злоупотреблений» крепостничества и перерастают в осуждение крепостного права в целом. Эмин в «Адской почте» делает и серьезный шаг в сторону социальной типизации, подчеркивая типичность пройдохи Казнокрадова. Единичный случай вырастает в серьезное социальное обобщение.
Опыт Эмина оказался востребован: в 1780-1796 гг. начинается вторая жизнь его романов, все его оригинальные произведения, включая «Адскую почту», неоднократно переиздаются, пользуясь интересом у нового поколения читателей и вызывая самые разноречивые отклики.