А.С. Шеремет
Поэтический сборник «Лира» И.П. Бороздны в критике 30-х гг. XIX в.
«Быть может, трибунал журнальный / мне скажет приговор опальный», – писал И. П. Бороздна (1804 – 1858) в эпилоге к своему второму стихотворному сборнику «Лира», изданному в 1834 г. в Москве. Сборник действительно не остался незамеченным журнальными критиками, однако «приговор опальный» вынесен не был.
Уже в мае в журнале «Библиотека для чтения» появляется краткая рецензия на «Лиру», анонимный автор которой выделяет лучшее, на его взгляд, стихотворение в сборнике – «Мечтатель». А в июльском номере «Северной пчелы» рецензентом Р. были выделены совершенно другие произведения Бороздны: лучшим стихотворением он назвал «К Л.И. Б-ной», а «Послание к Т-вой», «Эпитафия» и «Болезнь души», по его мнению, «вылились прямо из души автора». В рецензии был проанализирован не только ряд стихотворений («Нищий», «Гроза», «Видение Павла» и др.), но и сборник в целом: «Лира» была определена как «просто записная книжка г-на Бороздны», в которой поэт в стихотворной форме описывал «всякий момент жизни, замечательный для него по какому-нибудь случаю». В связи с этим рецензент нашёл не вполне понятными для читателя несколько стихотворений, к которым «следовало бы приложить примечания и объяснить, при каком случае они написаны»: «Иначе эти милые пьески остаются загадкою; видишь, что в них должно быть что-то, а никак не поймёшь и не догадаешься».
Характерно, что стихотворения Бороздны, называемого современными литературоведами (В.А. Кошелев, М.В. Строганов) пушкинским эпигоном, автор рецензии воспринимает как глубоко оригинальные. В них он отмечает некое «религиозно-мрачное направление, не замечаемое в других отечественных поэтах». Кроме того, он говорит о ясности и простоте слога Бороздны, в отличие от «доморощенных романтиков», которые подражают французским поэтам и «стараются отличиться неестественностью, изысканностью и странностью слога». В конце рецензии автор приводит отрывок из эпилога к «Лире» и делает вывод о том, что суровый приговор «журнальных трибуналов» не грозит Бороздне – поэту, творящему, «не подражая другим и не обкрадывая современных знаменитостей».