А.В. Литовская

«Открытая форма» древней аттической комедии (на материале «Всадников» Аристофана)

Немецкий теоретик драматургии Ф. Клотц выделял две основные тенденции в построении драматического произведения – открытую и закрытую форму. «Закрытая форма» представляет собой законченное целое, все эпизоды которого сориентированы на основной конфликт, разрешаемый в финале пьесы.  Наиболее ярко принципы «закрытости» раскрываются в древнегреческой трагедии и классицистической драматургии.

«Открытой форме» свойственно стремление к разрушению предшествующих драматургических моделей и создание новых «Открытая форма» – монтаж не структурированных в целостный ансамбль, а разрозненных и прерывистых мотивов. К «открытым» причисляют произведения Б. Брехта, У. Шекспира, С. Беккета.

Довлеющий над европейским литературоведением канон  классицистической поэтики существенно ограничил возможности понимания явлений этой поэтике чуждых, в особенности, как указывал М. М. Бахтин, произведений «смеховой литературы». Так, в отечественной и зарубежной науке комедии Аристофана считаются образцами сатиры на политическую и культурную жизнь Афин конца V – начала IV века до н. э.

А.Ф. Лосев, В.Н. Ярхо, Й.М. Тронский, В.В. Головня полагают, что основной задачей Аристофана в комедии «Всадники» являлось осуждение политики Клеона. Подобная трактовка оказывается возможной при сведении композиции комедии к традиционной для закрытой формы схеме, в центре которой конфликт между Пафлагонцем и Колбасником и его разрешение – присуждение победы Колбаснику.

При таком понимании предстают сюжетно и композиционно не обусловленными такие особенности комедии Аристофана, как нарушение театральной иллюзии, наличие двух агонов, в которых не разрешается конфликт; введение автором многочисленных эписодиев, дублирующих спор Колбасника и Пафлагонца; финальное перерождение Демоса после купания в кипятке и др. Сатирическая направленность «Всадников» не объясняет изобилия образов еды и телесного низа, инвективы, обращенной как на персонажей, так и на зрителей, сцен драк и избиения.

Мы считаем, что эти специфические черты комедии свидетельствуют о неразрывной связи композиционной «открытости» произведений Аристофана с гротескной образностью. Этот комплекс оказывается наиболее адекватным средством для передачи ощущения «незавершенности», «амбивалентности» мировосприятия афинян в период смены исторической и культурной парадигмы в конце V – начале IV в. до н. э.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional