Андреа Мейер-Фраатц,
профессор славянской филологии
Случаи: Литературные метакарикатуры Даниила Хармса
Основной тезис данной работы состоит в утверждении, что целый ряд текстов Даниила Хармса носят типичные признаки карикатуры, причем если рассматривать это как реакцию на с начала революции активно используемые пропагандистские карикатуры, можно говорить об этих текстах как метакарикатурах.
Cлучаи можно рассматривать не только как литературные карикатуры конкретных проявлений советской реальности, но и как образцы абсурдной литературы с философским и даже религиозным подтекстом. В то же самое время эти тексты метапоэтичны – с оглядкой на карикатуру – как нонсенс-литература. Известно, что типичной особенностью текстов авангарда является их открытость, и различные возможности прочтения цикла Случаи обусловлены не в последнюю очередь карикатурным приемом сокращения до сущностного.
Литературные карикатуры Даниила Хармса находятся в определенном культурно-историческом и политическом контексте. После Октябрьской революции карикатура активно используется большевиками как средство политической пропаганды. Именно в этой ситуации Даниил Хармс и пишет свой цикл Случаи, состоящий из 30 миниатюр. Изображенный в них мир кажется на первый взгляд абсурдным. Однако на фоне тогдашней общественной и политической реальности эти тексты являются – по крайней мере, частично – ничем иным, как преувеличенным и сокращенным до существенного отображением этой самой реальности. В конце 20-х годов пролетарские критики осудили произведения обэриутов как далекие от реальности. Однако если воспринять миниатюры цикла Случаи как карикатуры, становится ясно, что представитель «Объединения реального искусства» не только создает это самое «реальное искусство», но и реагирует своим искусством на общественно-политическую реальность своего времени, пусть и несколько иначе, чем этого желает государство.
Свою абсурдную модель литературных карикатур Хармс противопоставляет пропагандистским карикатурам сталинского времени, пусть и без какой-либо надежды на дальнейшее ее распространение. Откликаясь на советскую карикатуру как средство пропаганды, карикатурная краткая проза Хармса приобретает характер метакарикатуры.
Этим, как было отмечено выше, произведения Хармса далеко не исчерпываются, однако карикатурность раскрывает существенную сторону его искусства, некую его комичность, основанную на присущем карикатуре принципе преувеличения и сокращения до существенного. Хармсовские карикатуры на карикатуры не производят никакого непосредственного воздействия, они абсурдны и на свой особый комический лад выражают абсурдность тогдашней советской действительности.