К. И. Метолиди
Творчество В. К. Кантора в оценке критики
Русская литература рубежа ХХ-ХХI веков, известная как постмодернизм, отражает смену культурных парадигм, этап поиска новых мировоззренческих, ценностных и художественных ориентиров. Эта эпоха дала миру новую генерацию писателей, критиков и филологов. Однако каким бы многогранным и всеохватывающим это современное течение не было, творчество В.К. Кантора стоит особняком, выбиваясь из литературы новой эпохи.
В.К. Кантор – доктор философских наук, автор четырехсот пятидесяти опубликованных работ, лауреат Премии Генриха Бёлля, вошел в число 25 крупнейших мыслителей современности как «законный продолжатель творчества Ф.М. Достоевского и В.С Соловьева» по версии парижского журнала “Le nouvel observateur (hors serie)”. Его творчеству посвящено множество откликов. Многие из них – «для внутреннего пользования», то есть отзывы из различных журналов, куда пытался пробиться автор. Ему понадобилось восемь лет, чтобы пройти путь через ряд помех и добиться публикации своих произведений. Лишь в 1985 г. выходит в свет первая поветь писателя «Два дома». После ее публикации появились рецензии В.Ермолкина, Г.Петровой, В. Масловского, В. Еременко и С. Соловейчика. Он, в частности, писал, что «…повесть обладает, по меньшей мере, тремя достоинствами. Первая – это язык повести, весь материальный склад ее, что ли плотность, пластичность и уверенность в изображении. Второе достоинство – интерес автора к философскому спору, обильному и разветвленному. И третье достоинство повести – образ двух домов, двух укладов жизни, двух непримиримых стихий».
После публикации первой повести В. Кантор вышел из числа «непробивных» авторов и в 1986 г. выпустил в свет роман «Крокодил», позже удостоенный премии Генриха Белля, в 1990 г. был издан сборник «Историческая справка», годом позже – «Победитель крыс», в 1995 г. – «Поезд «Кельн-Москва» и «Мутное Время» в 1996 выходит в свет роман «Крепость», в 1998 г. – роман-сказка «Чур» и повесть «Соседи», в 2002 г. – «Записки полумертвого дома». Писателя хвалили за прекрасный стиль и «полное» повествование, невероятную глубину мысли и умение донести ее до читателя. Подчеркивали уникальность героев Кантора, которые подвержены рефлексии – высшему и мучительному дару, делающему человека человеком в результате вечного поиска смысла жизни. Отмечалось, что В. Кантор – мастер «неангажированной» прозы, для него характерны поспешные финалы, ему важно мгновенно все развязать. Однако у В. Кантора механизм спешного финала больше похож на нежелание автора вообще что-либо исчерпывать и развязывать. Сюжет остается открытым, провоцирующим, тем самым и представляя самобытность повествовательного стиля писателя, а неангажированность прозы оборачивается мощным внутренним императивом для автора, чье творчество называют «барочным сплетением высокодуховной беседы и самой что ни на есть сермяжной правды жизни».