К. В. Нестеренко,
кандидат филологических наук, доцент
Особенности стиля К. Чуковского-критика
Наряду с популярными произведениями детской литературы, переводами, значительное место в творчестве К. Чуковского занимает литературная критика. Известны его работы, посвященные творчеству Н. Некрасова, Л. Андреева, У.Уитмена и др. Но, пожалуй, наиболее известными являются портреты-зарисовки Чуковского современных ему писателей и деятелей культуры под жанровым названием «Современники. Портреты и этюды». Жанр портрета предполагает воссоздание образа человека, выделение в нем характерных черт, привлекших внимание, передачу авторского отношения. Жанр этюда в свою очередь предполагает передачу впечатления, ощущения от увиденного. Соединение портрета и этюда с присущими им жанровыми особенностями для характеристики личности писателя – одна из стилевых особенностей Чуковского-критика.
Чуковский создает литературные портреты, основываясь на личных наблюдениях. Он выделяет в характере у автора определенную черту и соединяет ее с характерной особенностью его (ее) творчества, показывая их тесную взаимосвязь. Так, очерчивая портрет А. Ахматовой, Чуковский замечает, что поэтессе в жизни совсем не свойственно было создавать комфорт и уют, что ей было чуждо чувство собственности, накопительства, страсть к вещам. Чуковский писал, что и в жизни, и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна. Любимыми ее эпитетами в творчестве были скудный, убогий, нищий. У А. Куприна Чуковский отметил его необыкновенную наблюдательность и желание сделать образы наиболее достоверными, вживаясь в детали жизни и работы своих героев. Для этого Куприн работал и наборщиком, и рыбаком-лестригоном, и даже попытался стать грабителем. В литературном портрете В. Маяковского Чуковский обращает внимание на противоречивость личности поэта – внешне броской, яркой, эпатажной, но при этом очень «уступчивым и даже застенчивым в беседе с теми, кого он любил». Описывая М Зощенко, Чуковский объясняет необыкновенно колоритный язык писателя тем, что сама среда давала ему повод к созданию людских типов со свойственным им говором, из которого можно «извлекать без конца множество комичных и живописных эффектов именно потому, что он так уродлив, нелеп и смешон».
Все литературные портреты К. Чуковского написаны живым, разговорным языком в такой манере, что он как бы вовлекает читателя в беседу с ним.