С. Н. Никифорова,
кандидат филологических наук
Смех как обязательное следствие сатирического творчества
(на материале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Как известно, смех является обязательным следствием как сатирического, так и юмористического творчества, но природа и смысл смеха принципиально отличаются. Для юмора смех – самоцель, задача писателя-юмориста – развеселить читателя. Для сатиры смех – средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается – наряду с обличением – основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием.
Критическое отношение М.А. Булгакова к национально-историческому парадоксу русской действительности XX века предстало в романе «Мастер и Маргарита» как комическое осмеяние случившегося. Своим романом М. Булгаков подтвердил, что смешное и комическое – не всегда одно и то же. «Смешное» у Булгакова – это изобразительно-оригинальный способ художественного воспроизведения жизни, который открыл писателю идейно-эмоциональную возможность глубоко правдивого постижения современной реальности.
Комизм ситуации заключался в том, что ее участниками, с одной стороны, стали реально существующие граждане Москвы, а с другой – вообще не существующие, с их точки зрения, ирреальные существа, неизвестно откуда взявшиеся.
Веселая магическая сила булгаковского смеха направлена на осмеяние той несуразной действительности, которую идеализировала официальная советская литература. В «Мастере и Маргарите» ярко проявились признаки того, что Бахтин называл «карнавальным мироощущением» и духом античной мениппеи.