М. В. Орлова,
кандидат филологических наук
«Увы! Всё должно быть художественно». З. Н. Гиппиус и А. Л. Волынский
Д.С. Мережковский познакомил свою юную супругу З.Н. Гиппиус с А.Л. Волынским в 1889 г., в день приезда в Петербург. Общение этих современников было особенно активным в обновлённом журнале «Северный вестник», в 1894-1897 гг. В издании, на страницах которого печатались символисты, появились не только стихи и рассказы, но и первые статьи Гиппиус. Здесь она впервые выступила в качестве критика с письмами в редакцию: в № 4 за 1894 под криптонимом «Л.Д.», затем в № 12 за 1896 под псевдонимом «Л. Денисов». В 1897 г. личным причинам разрыва Мережковских с Волынским сопутствовали литературные. Спустя годы Гиппиус признавалась, что никогда не верила в «литературность» Волынского, критиковала его «невозможный русский язык». Литературные и личные отношения с современниками на протяжении всей жизни Гиппиус были теснейшим образом связаны, они во многом определяли её литературную «политику».
Объективный поход в изложении взаимоотношений Гиппиус и Волынского почти невозможен, учитывая сохранившиеся источники: воспоминания современников и, главным образом, письма и дневники самой Гиппиус. Современный исследователь Ю. Зобнин заявил, что Мережковский в данном треугольнике являл собой «классический образец водевильного мужа-рогоносца», а О. Матич во главу угла поставила гендерный аспект.
Задачей доклада не ставится попытка рассмотрения всей сложной истории взаимоотношений Гиппиус и Волынского, т.к. в данном случае неизбежна односторонность. Личность Гиппиус уни-кальна, и при исследовании сохранившихся материалов следует обратить внимание на многое, даже на выбор бумаги для письма корреспонденту и её цвет, на меняющийся почерк, на расположение текста. На основе сохранившихся 24-х писем Гиппиус Волынскому, хранящихся в РО ГЛМ (Ф. 9 (фонд А.Л. Волынского). Оп. 1. Д. 21), сделана попытка рассмотреть те отдельные моменты, которые способствовали творческому самоопределению писательницы и отразились в её произведениях.