А. И. Седых,
кандидат филологических наук, доцент

Теоретико-методологические основы и практика интерпретаций в современной литературной критике


В настоящее время литература и литературная критика переживают непростые времена, поскольку находятся в сложной ситуации непрестанного выбора между многочисленными потенциальными возможностями. „Простой” (в количестве возможных вариантов) выбор – „быть или не быть” – превратился как для писателя, так и для исследователя в глубокий колодец с неисчисляемым количеством „кроличьих” ходов: сюжетов, художественных систем, теоретических основ, методологических практик, и список этот можно продолжать… От времени попыток применения тех или иных аналитических практик, от периода проб и ошибок мы пришли ко времени поливалентного выбора. О чём свидетельствует и дискуссия на страницах журнала „Новое литературное обозрение”, затрагивающая вопросы будущего филологии как науки, вообще. В этом, несомненно, более узком контексте уже „старая” для XXI века тема о гендерных исследованиях в литературе и гендерных интерпретационных подходах в литературном анализе стала перед проблемой – что же теперь дальше?

В общепринятой концепции, ответ на этот вопрос можно получить только „путём изучения всех особенностей … исторического контекста”, от момента возникновения феминистского литературоведения, от попыток феминистского анализа литературных текстов в работах В. Вулф и К. Милле и рассмотрения психоаналитической и постмодернистской концепций „женственности” в теориях Р. Барта, Ж. Деррида и Ж. Лакана. Отдельно в этом списке следует выделить работы представителей французской феминистической критики, С. де Бовуар, Э. Сиксу, Л. Иригарей, Ю. Кристевой, которые отрицали рассмотрение текста как „реальности или отражения голоса индивида, который выражает подробности своего личного опыта”, и американской феминистической критики М. Волстонкрафт, А. Адамс, С. Трус, Ф. Райт, М. Фуллер, Э. Шовалтер, направленных на прослеживание ориентации на положения реализма с непременным анализом исторического и нелитературного материала. Также в этом ряду можно указать многочисленные работы английских, испанских, русских и, несомненно, украинских исследователей, которые предлагают свои теоретико-методологические основы и свои практики интерпретаций. Можно с уверенностью сказать, что гендерная литературная критика стала настоящим самостоятельным искусством и полноценным разделом литературоведческой науки, которая даёт оценку литературному произведению с точки зрения прочтения знаков и символов современности.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional