Н. А. Скрынник
Пьеса А. Ф. Писемского «Самоуправцы» в оценке русской критики XIX – XX веков
«Самоуправцы» - пьеса А.Ф. Писемского, которая практически не нашла должного освещения ни в критике, ни в литературоведении.
Одним из первых дал оценку этому произведению современник драматурга А. В. Никитенко. По его мнению, «Самоуправцы» представляют собой изложение уголовного дела «в нескольких актах». Критик обвиняет Писемского в изображении аморальных, «негодных, безличных существ, которые сошлись, чтобы наделать пакостей друг другу». Отзывы А.В. Никитенко сыграли немаловажную роль в дальнейшей судьбе пьесы: она осталась незамеченной критиками и театральными постановщиками.
В ХХ веке пьеса привлекла к себе внимание таких исследователей, как А.П. Могилянский, Л.М. Лотман, Вс. Сергеев, В. Касторский. Так, с точки зрения А.П. Могилянского, пьеса представляет собой интерес как для теоретиков, так и для историков литературы. Новаторство драматурга, по его мнению, заключается в способах реализации авторской позиции, в трактовке проблемы взаимоотношений между дворянством и государством, в сочетании натурализма с широтой охвата действительности, в особой динамике сюжета.
Л.М. Лотман акцентирует внимание на особенностях изображения окружающей действительности, на большом количестве мелодраматических сцен. В. Сергеев отмечает противоречивость авторской позиции: объективно отражая события, происходившие в историческом прошлом, драматург субъективен в их оценке. Одним из главных достоинств пьесы, по мнению Сергеева, является ее языковое богатство.
В центре внимания В. Касторского – этнографический аспект произведения, особенности воссоздания атмосферы, в которой развивается действие, мастерство в изображении крестьянского быта.
Таким образом, противоречивые оценки пьесы свидетельствуют о необходимости глубокого и всестороннего исследования.