Н.В. Герлянд
Осовременивание фольклорного материала в пьесе-сказке К.Г. Паустовского «Перстенек»
Исследователи не раз отмечали, что К. Г. Паустовский в драматургии опирался на «народное творчество, песенный фольклор». Вместе с тем авторское преломление К. Г. Паустовским фольклорного материала, думается, обладает спецификой, которая заслуживает не только констатации, но и подробного анализа.
Наиболее характерно осовременивание К. Г. Паустовским фольклорных сюжетно-образных элементов выразилось в пьесе-сказке «Перстенек». Пьеса была впервые опубликована (под названием «Стальное колечко») в журнале «Нева» (№7) в 1956. В основу сюжета лёг существенно развитый материал сказки писателя «Стальное колечко», напечатанной в «Литературной газете» десятью годами ранее.
«Перстенек» создавался К. Г. Паустовским для Ленинградского театра юного зрителя, дирекция которого заказала пьесу «о мироощущении советского подростка». Премьера этой «советской сказки» состоялась на сцене Ленинградского ТЮЗа в 1957 г.; с 1964 г. пьеса ставилась на сцене Театра им. Моссовета.
Пьеса «Перстенек» не является трансформацией какого-либо одного известного сказочного сюжета, однако в ней комбинируется целый ряд традиционных сказочных элементов. Чтобы проследить индивидуальный подход К. Г. Паустовского при выборе и осовременивании фольклорного материала, мы сопоставили текст пьесы с текстами известных народных сказок. При этом были обнаружены совпадения на уровне отдельных образов, сюжетных линий и деталей. Само название пьесы вызывает у читателя ассоциации с целым рядом народных сказок, где главные герои являются обладателями волшебного талисмана, в частности, колечка (напр., «Волшебное колечко», «Сказка про перстень о двадцати винтах» и др.). Сюжет пьесы выстроен согласно традиционной схеме волшебных сказок, однако «вписан» в контекст реалий советской эпохи. Если в народных сказках талисман действительно способен творить чудеса, то в пьесе К. Г. Паустовского перстенек лишен сверхъестественной силы, он – только выражение детской мечты о чуде. Одновременно, К. Г. Паустовский осовременивает типичные сказочные персонажи (напр., идущий на побывку Солдат; старичок-лесовичок; говорящие животные и т.д.).
Анализ адаптации этих и других фольклорных элементов к «мироощущению советского подростка» и является предметом нашего доклада.