А. Нечволод
Творчество Н.А. Тэффи в критике современников
Н.А.Тэффи начала свой творческий путь с публикации поэтических произведений. Резкой критикой отозвался В. Брюсов на появление ее первой книги стихов «Семь огней» (1900). Он указал на вторичность тематики и стиля Тэффи, ее склонность к красочным эффектам. Другого мнения о поэзии Тэффи придерживался Н. Гумилев, отметивший в качестве положительного начала литературность стихов Тэффи. Богатство истинного чувства, яркость, колоритность, чеканность формы оценил в поэзии Тэффи рецензент «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложений» к «Ниве» А. Измайлов.
Прозаическое творчество Н. Тэффи развивалось в русле сатирической литературы. Оно сразу же привлекло внимание читателей и современной критики. Анализируя первую прозаическую книгу Тэффи «Юмористические рассказы», В. Крахинвельд обратил внимание на художественное мастерство писательницы, правильный и изящный язык, умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир человека, и внешнюю ситуацию. М.М. Зощенко увидел в рассказах Тэффи «нежность положительную» ко многим из героев, что, по его мнению, не только способствовало созданию комического эффекта, но и пробуждало теплоту чувства.
Эмигрантский период стал временем развития и привычного уже для читателей юмористического направления творчества Тэффи, и формирования мемуарного таланта писательницы. Положительные, а часто и восторженные отклики на ее произведения появлялись вслед за их публикацией. Так, Глеб Струве относил творчество Тэффи к настоящей литературе, противопоставляя его произведениям Аверченко, отличавшимся, по мнению критика, грубоватостью и примитивностью. Одним из «самых умных и зрячих» современных писателей называл Тэффи М.А. Осоргин. Г. Адамович отмечал неукоснительную правдивость и беспощадность произведений Тэффи, подчеркивая при этом оптимистическую направленность ее творчества, любовь к людям. В этом, по общему мнению критики, Тэффи близка к позиции Чехова. П. Бицилли же сопоставлял комический эффект рассказов Тэффи с художественными принципами Сервантеса.
Не остался без внимания и талант мемуариста, развернувшийся в поздний период творчества Тэффи. И. Голенищев-Кутузов утверждал, что книга «Воспоминания» едва ли не лучшее из того, что создала «эта талантливая и умная писательница». «Эпилогом прошлой и невозвратной жизни» назвал это произведение М. Цетлин. Выражая общее мнение критики русского зарубежья, Дон Аминадо признавал, что в «навсегда установленной табели о рангах» Тэффи по праву заняла одно из первейших мест.