А.В. Люликова
Сакрализация топоса социализма в сатирических романах
И. Ильфа и Е. Петрова „Двенадцать стульев” и „Золотой телёнок”
В историю мировой литературы романы И. Ильфа и Е. Петрова вошли как яркие образцы советской сатирической прозы. И в этой связи на протяжении нескольких десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении утвердился подход, согласно которому художественный мир дилогии принято рассматривать как результат отражения в сатирической форме социально-политических событий рубежа 1920‑1930 годов. Романы И. Ильфа и Е. Петрова интересны тем, что запечатлевают основные общественные и культурные тенденции тех лет и представляют собой „orbis pictus” (термин Ю. Щеглова) советской действительности 1920‑1930-х годов.
Важной составляющей, на наш взгляд, репрезентированной в дилогии „orbis pictus”, является топос социализма – один из наиболее часто встречающихся в литературе 1920‑1930-х годов художественный топос. Поэтому в статье предпринимается попытка доказать, что для поэтики сатирических романов И. Ильфа и Е. Петрова характерны не только пафос обличения и осмеяния человеческих пороков либо недостатков советского общества, но также и героико-торжественная риторика, использование которой позволяет представить идеологически значимые для советской эпохи концепты, такие, например, как надежда на благополучие и вера в будущее страны.
Топос социализма выступает в качестве идеологической доминанты и тем самым контрастирует с дореволюционной культурой, которая продолжала существовать в 1920‑1930-е годы. Сакральная природа топоса социализма актуализируется на фоне многочисленных бытовых картин, представленных в романах в сатирическом ключе. Семантическая же оппозиция старого – дореволюционного и нового – советского конкретизируется в мотивно-образной системе романов.
Герои, принадлежащие к миру дореволюционной России, являются лишними в новом строящемся мире социализма, что, как правило, и обусловливает их профанный характер. И, напротив, персонажи, причастные к сакральному миру социализма, представлены в образе людей с высокими нравственными качествами, которые твёрдо верят в святость идеалов, утверждаемых господствующей идеологией. Преданные своему делу, они готовы самоотверженно выполнять свой гражданский долг. Именно при описании поступков таких героев и используются повествовательные стратегии с героико-торжественной риторикой.