А.В. Литовская
О некоторых современных подходах к исследованию комедий Аристофана
Основные подходы к пониманию древнеаттической комедии в отечественной науке были сформулированы в 50–60-х гг. прошлого века в фундаментальных работах В. Н. Ярхо, С. И. Соболевского, В. В. Головни, А. Ф. Лосева. Аристофана называли автором политической сатиры, литературным критиком, памфлетистом, агитатором, который высмеивает политику Клеона, философию Сократа и трагедии Еврипида. Такое понимание древнеаттической комедии, сосредотачиваясь на тенденциозности и злободневности творчества Аристофана, оставляет в стороне вопрос об архаических истоках комедии, ее роли в процессе становления мировосприятия человека.
Сегодня развитие литературоведения определяется как продуктивным освоением новых достижений широкого спектра гуманитарных наук, так и переосмыслением фундаментальных работ М. М. Бахтина, О. М. Фрейденберг, В. Я. Проппа и др. В этом плане становится очевидной исчерпанность подхода к интерпретации комедий Аристофана как исключительно сатирических произведений, хотя такой подход продолжает оставаться доминирующим в современной науке. Вместе с тем ряд работ российских исследователей (И. Е. Суриков, Л. А. Забудская) демонстрирует тенденцию смены научной парадигмы в связи с рассмотрением древнеаттической комедии в широком культурологическом контексте как феномена неотделимого от процесса становления европейского самосознанием и во многом определившего векторы развития литературы и театра Европы.
Зарубежные исследователи предлагают идеологическое прочтение комедии Аристофана через призму социальных, гендерных, политических противоречий афинского общества. Представители этого подхода (D. Konstan), равно как и исследователи, рассматривающие древнеаттическую комедию как инструмент политической борьбы (G. E. M. de Ste Croix, J. Henderson и др), активно противостоят концепциям, согласно которым единственная задача комедии − вызвать смех у зрителей. Во многих работах особое внимание уделяется жанровой специфике комедий Аристофана и позиции древнеаттической комедии в системе литературных жанров античности. В этом плане необходимо упомянуть о рецепции зарубежными учеными идей карнавала и смеховой культуры М. М. Бахтина (C. Platter).
Одновременное сосуществование столь различных, зачастую взаимоисключающих подходов, разрыв коммуникации между зарубежными и отечественными научными школами делают анализ и систематизацию работ, посвященных Аристофану и древнеаттической комедии, одной из первоочередных задач современного изучения античной комедии.