Ю.В. Котенко
Поэтическое творчество Н. Минского
в оценке современников
Николай Максимович Минский вошел в историю русской литературы как поэт, философ, один из завершителей поздненароднической линии развития литературы, предшественник символистского направления в искусстве. Такое разнообразие его творческих исканий обусловило и постоянное внимание критиков, по-разному воспринимавших его художественное наследие.
В оценке его творчества определилось две группы критиков. Одна из них придерживалась народнических взглядов (К. Арсеньев, А. Богданович, П. Гриневич, Б. Глинский и др.), приветствуя достижения ранней поэзии Минского и отрицая новые тенденции в его творчестве. Для сторонников символистского искусства (А. Волынский, Д. Мережковский В. Брюсов, Ю. Айхенвальд и др.) неприемлемыми были именно гражданские произведения Минского. Они усматривали в них чрезмерную назидательность и отсутствие художественных достоинств. Критики этого направления противопоставляли напыщенной риторике и аллегоризму ранних произведений Минского свежесть поэтической образности и независимость содержания в его поздних стихах. В заслугу Минскому они ставили отказ от устаревших тем и поиск новых духовных ориентиров.
С публикацией философского трактата «При свете совести» и выходом в свет сборника «Новые песни» (1901) дискуссии по поводу эволюции художественного творчества Минского усилились. Предложенная им философия мэонизма была подвергнута резкой критике. Новые тенденции в творчестве поэта оказались столь же неприемлемыми для старшего поколения критиков, сколь восторженно признанными представителями молодой, восприимчивой к переменам литературной среды.
Вместе с тем представители обоих лагерей русской критики видели в Минском, прежде всего, «поэта мысли» и признавали, что его творчеству недостает истинного чувства, умения передавать тонкие лирические волнения души.
Несмотря на разногласия в оценке поэзии Минского, большинство критиков, характеризуя его эволюцию, соглашались на том, что в творчестве поэта нашли отражения те изменения, которые происходили в литературном процессе рубежа XIX – XX веков. Именно Минский стал одним из завершителей либерального периода развития русской литературы и стоял у истоков нового искусства.