Клюйко Г.С.

Соцреалистические штампы и сюрреалистические эксперименты
в романе С. Жадана «Ворошиловград»

 

Оценки творчества С. Жадана литературной критикой весьма противоречивы и порою диаметрально противоположны: от восторженного и безоговорочного признания до отказа в какой-либо эстетической ценности вообще. То же можно сказать и о критической рецепции нового романа писателя – «Ворошиловград». Проблему можно сформулировать так: к какой литературе относятся произведения С. Жадана – массовой, элитарной или так называемой «миддл»?

Завязка «Ворошиловграда» сильно напоминает заурядный детектив, причём не только сюжетом и действующими героями, но и стилистикой. Однако как только меняется социальный статус протагониста, «детектив» заканчивается, с этого момента заявленный в аннотации к роману соцреализм постоянно прерывается сюрреалистическими вкраплениями. Неожиданной сменой поэтики автор подчёркивает начало изменения характера главного героя, который будто-бы вырывается из скучного, мёртвого мира в совершенно иной, живой и фантастический. Благодаря многочисленным наставникам и испытаниям, пройденным им, он осознёт свою ответственность перед живыми и свой долг перед умершими, чувствует неприемлимость конформистского «менеджерского» образа жизни, необходимость защищать «своё».

Таким образом, в новом романе С. Жадана реализуется определённая утопическая идея коллективного счастья, автор пытается предложить модель общества, более всего походящую  на анархо-коммунистическую. Правда, с пафосом отрицания  из текста почти исчезли специфический жадановский юмор и ирония, а вместе с ними – и лиричность, выгодно отличавшие его предыдущие тексты. Дидактический же пафос под конец успевает набить довольно сильную оскомину, тем более что «Ворошиловград», являясь, по сути, первым романом писателя, по объёму в два раза больше любого другого его произведения, и, как нам кажется, неоправданно затянут. В то же время, несмотря на то, что текст построен по формуле воспитательного романа, то есть относится к формульной литературе, герои в нём чётко делятся на «своих» и «чужих», и в конце читателя ждёт счастливая развязка, однозначно отнести его к массовой литературе нельзя. Узнаваемый стиль С. Жадана, интересные языковые эксперименты, поэтические и сюрреалистические вкрапления позволяют  всё же, как нам кажется, говорить о «Ворошиловграде» в контексте «миддл»-литературы.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional