Белоус А.В.
Первая стихотворная книга Д.С. Мережковского в русской критике
Первая стихотворная книга Д.С. Мережковского была составлена из стихотворений, публиковавшихся в периодических изданиях с 1881 г. Первым откликом на это собрание можно считать доклад цензора Санкт-Петербургского цензурного комитета Коровина, к которому оно попало на рецензию (1887). Его вывод стал поводом для того, чтобы на книгу молодого поэта был наложен арест, ее тираж уничтожен, а набор рассыпан.
Общая тональность откликов на это издание была позитивной. Уже в докладе цензора были выделены две главные его темы: гражданская и религиозная. Рецензенты писали о нем как о сборнике гражданской лирики, а философские стихотворения расценивали как попытку молодого автора осмыслить причины безверия своего поколения, что было в традициях русской литературы. Один из корифеев народнической критики Н.К. Михайловский также обратил внимание на этот поэтический сборник. Как известно, Н.К. Михайловский был одним из тех, кто приветствовал вхождение молодого Мережковского в литературу и привлекал его к журналистской работе. Первые стихотворения сборника были написаны именно в годы увлечения народничеством, и потому Н.К. Михайловский видел в Мережковском выразителя народнических настроений и уже поэтому называл его «одним из видных наших молодых поэтов». Достоинствами книги стихов, по его мнению, являлись ясно высказанная мысль и прекрасная форма стиха; в философской лирике Мережковского критик почувствовал «скорбь» лирического героя по истинной и подлинной вере. Но видимо уже в ту пору особенности этой веры Михайловский и Мережковский видели по-разному, что стало несколько позднее одной из причин их расхождений.
Анонимный рецензент «Наблюдателя» также обратил внимание, прежде всего, на гражданскую лирику поэта, собранную в одном из разделов этой книги, но его смущали «неясность и незаконченность» его взглядов. Несмотря на это, автор считал Мережковского «положительным дарованием, развивающимся с каждым днем», поэзия которого иногда омрачается «роковыми думами и проклятыми вопросами». Это мнение разделял и К.П. Медведский, который видел в поэте два неравнозначных дарования – лирическое и эпическое. К.П. Медведский отмечает близость поэзии Мережковского к стихотворениям Надсона, Минского и Фруга, однако в сравнении с ними он «менее тенденциозен», идеология не заслоняет от него радости жизни – он «вместе с условием “бороться” считает не менее законным желание и наслаждаться». Несмотря на малочисленность откликов на книгу стихов «Стихотворения (1883 – 1887)», в них отчетливо выразилось положительное мнение о ней. Однако книга «Символы (песни и поэмы)» (1892) как бы отбросила обратный свет на «Стихотворения», и рецензенты судили уже о двух сборниках одновременно. С учетом «Символов» они обнаруживали новые особенности первой книги и писали о ней порой более нелицеприятно.
«Стихотворения» находятся на пересечении двух тенденций, отчетливо выраженных в ней: гражданской, восходящей к творчеству Некрасова, и к лирике, которую можно условно называть лирикой «школы» Фета. Усваивая и творчески переосмысляя достижения предшественников, молодой поэт только искал свой собственный голос и свои темы. Между тем его первая книга, рассмотренная в контексте поэзии 1880-х гг., позволяет сделать вывод и о развитии ранней символистской поэзии в целом.