Акопьянц Н.М.
Сатирические средства изображения в романе “Раковый корпус” А.И. Солженицына
В романе “Раковый корпус” А.И. Солженицына налицо существенный сатирический элемент, который в наибольшей степени реализован при изображениии апологетов советской системы, в частности Русанова. Введение данного персонажа в канву романа в высшей степени принципиально ввиду сатирического изображения и изобличения русановского типа сознания, людей, которые прямо или опосредованно поддерживают систему массовых репрессий и представляют собой влиятельную социальную прослойку общества. Русанов представляет собой собирательный образ не просто доносчика и клеветника, а человека, искренне впитавшего в себя ту атмосферу лжи, при которой стала возможна система доносов и клеветы.
Сатирический эффект достигается в романе при помощи таких художественных средств как сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия, метонимия и др. Если говорящими предметами гардероба жены Русанова являются ридикюль и шуба как признак накопительства и роскоши, то весь физический и нравственный облик Русанова автор метонимически сводит к ушам и очкам, тем самым подчеркивая в нем дух доносничества, а порой и вовсе отождествляет его с органами перцепции. В романе приверженец тоталитаризма предстает не властителем дум, грозным и не знающим страха, а жалким существом “с испариной на лбу” в бреду переживающим возвращение реабилитированных. Именуя Русанова в оценке других обитателей палаты такими стилистически яркими прозвищами как “золотоочкастый”, “чистюля”, “хиляк”, “профессор”, “лысый”, “очкарик”, Солженицын противопоставляет действительный облик Русанова, тому что он думает о себе и создает мастерски выписанный сатирический портрет.