Управление МГБ по Харьковской области

Следственный отдел

Министерства государственной безопасности УССР

(Хранить до 1979)

Дело № 6824

По обвинению Лившица Льва Яковлевича

по ст. 54 – 10 ч. 1 УК УССР

начато 28 марта 1950

(чернилами 8 апреля 1950)

окончено 8 июля 1950

(чернилами 4 октября 1950)

на 507 листах.


C. 229 – 232.

Утверждаю

Начальник управления МГБ Харьковской области

полковник Черемных

14 июля 1950

На тексте резолюция чернилами: «Вынести дело на Особое Совещание, предложив меру наказания – 10 лет ИТЛ. Прокурор П. Крутских (?)» 20. 9.50

Обвинительное заключение по обвинению

Лившица Льва Яковлевича,

в совершении преступления, предусмотренного ст. 54-10, ч. 1. УК УССР. Составлено ст. лейтенантом Крячко

В управление МГБ по Харьковской области поступили данные о том, что Лившиц Лев Яковлевич на протяжении ряда лет занимался антисоветской деятельностью.

На основании этих данных 8 апреля 50 г. Лившиц был арестован и привлечен в качестве обвиняемого по настоящему делу. Проведенным по делу расследованием установлено, что:

Лившиц в период Отечественной Войны, будучи секретарем редакции «Отважный воин», проявлял антисоветские настроения, клеветнически высказывался в отношении советской действительности, опошлял советскую культуру и искусство (л.д. пакет 1).

В 1943 г. высказывал антисоветские суждения своим знакомым, утверждая, что в нашей стране якобы «невозможно» свободное выражение мыслей, клеветал на условия работы советского театрального критика, охаивал пьесы советских драматургов, в частности, пьесу А. Корнейчука «Фронт» (л.д. пакет 1).

В  тот же период времени, в связи с присвоением вождю народов воинского звания Маршал Советского Союза, среди своего окружения высказывал антисоветские клеветнические измышления о якобы дальнейшей «милитаризации» жизни в СССР (л.д. пакет 1).

В 1944 г. неоднократно высказывал антисоветские клеветнические измышления об источниках патриотизма бойцов Советской Армии, о советской прессе и свободе слова в нашей стране, высказывал недовольство национальной политикой ВКП (б) и советского правительства, проявлял элементы еврейского национализма (л.д. пакет 1).

После окончания войны, пользуясь содействием космополитов, пробрался в харьковское отделение Союза Советских писателей и в редакцию областной газеты «Красное знамя», где работал литературным сотрудником отдела культура (л.д. 19-20, 57 -60, 86 – 93, 99 – 111, пакет № 1).

В течение 1946 – 1948 гг под многочисленными псевдонимами Л. Жаданов, Ол. Сирченко, Л. Леонов, Кость Стеценко, Черемушкин и др. Лившиц выступал на страницах печати с антипатриотическими рецензиями на произведения советской литературы и искусства, в  которых с позиций буржуазного космополитизма порочил и принижал лучшие произведения советских писателей, чем нанес вред дальнейшему развитию советской драматургии (л.д. 22-26, 39-45, 74-80, 86 – 114, 131 – 133.ю 147 – 148, 212 – 225, пакет № 1, 2).

В октябре 1948 г. Лившиц подвизаясь в стенах харьковской областной партийной школе при обкоме КП (б) У вместе со своим другом и соавтором Милявским Б.Л. в качестве преподавателя курса журналистики рецензируя по поручению стенограмму лекций Милявского, преднамеренно не вскрыл основные пороки лекции, а дал в рецензии хвалебную оценку этим лекциям с целью обмануть кафедру и выгородить Милявского, протаскивающего в своих лекциях политически вредные установки троцкистского характера. В результате это привело к идеологическому срыву курса журналистики в партшколе (л.д. 51-52, 81-85, 145-214).

Будучи разоблачен советской общественностью как космополит, 30 ноября 1949 г. решением бюро Обкома КП (б) У Лившиц за антипатриотические выступления с рецензиями на спектакли харьковских театров, написанные с позиции буржуазного космополитизма, карьеризма и шкурничества, из членов ВКП (б) был исключен (л.д. 50, 215 – 225, пакеты № 1, 2).

Продолжая вести антисоветскую агитацию среди своего окружения, возводил клевету на вождя народов, проводимые мероприятия партии и советского правительства, заявляя о якобы «вырождении» советского искусства и т.д. (л.д. пакет № 1).

Летом 1949 г. в разговоре о борьбе с космополитизмом и космополитами в области литературы и искусства, исходя из своих враждебных позиций охарактеризовал это мероприятие партии как «метод разжигания ненависти к евреям». По поводу своего исключения из ВКП (б) высказывал клеветнические измышления о партдемократии (л.д. пакет № 1).

В начале 1950 г. о новом романе Панферова «Большое искусство» отзывался как о «бандитском» произведении, в котором автор якобы умышленно проводит антисемитскую линию с целью «очернить еврейский народ». В связи с этой книгой высказывал клеветнические измышления по адресу ЦКВКП (б) (л.д. пакет №1).

В этот же период времени Лившиц в разговоре о советском искусстве такие произведения, как пьесу Вишневского «Незабываемый 1919 год», «Наш сад», кинокартины «Падение Берлина» и «Южный узел» истолковывал во враждебном и антисоветском духе, возводил клевету на руководителя партии и советского государства и на его роль в этих произведениях (л.д. пакет № 1). (ВОТ ЭТО ВСЕ, что в пакетах – это по донесениям Школьника и того, из Ташкента, то есть почему в пакетах, а не подшито, потому что они подшитое дело должны были узнику показать, а эти документы они показывать не хотели!!! -  Ю.К).

В конце февраля 1950 г. среди своих знакомых высказывал антисоветские клеветнические измышления о странах народной демократии и внешней политике СССР по отношению к этим странам (л.д. пакет № 1).

В начале апреля 1950 г. Лившиц в присутствии своего друга космополита Милявского Бориса и других знакомых возводил клевету на мероприятия партии и советского правительства о переводе рубля на золотую основу и восхвалял жизненный уровень в капиталистической Америке (л.д. пакет № 1).

Допрошенный в качестве обвиняемого Лившиц виновным себя признал только в том, что будучи театральным критиком, допустил в ряде своих рецензий на спектакли ошибки идеологического характера. Проведение антисоветской агитации отрицает (л.д. 27-31, 32-45, 51-56, 62 – 64, 69 - 85).

Однако в преступной деятельности достаточно изобличается показаниями свидетелей Легавка М.П., Черкасского Я.А.. Коротких А.С., Кочевого Н.Н. (л.д. 94-114), материалами экспертизы (л.д. 129 – 133, 145- 150), документами партийных и других органов (л.д. 197 - 225) и оперативными документами, приобщенными к делу в отдельном пакете.

На основании изложенного обвиняется:

Лившиц Лев Яковлевич, 1920 г.р.

В том, что:

Начиная с 1943 г занимался антисоветской деятельностью, в период Отечественной войны проявлял антисоветские националистические настроения, клеветнически высказывался о советской действительности, опошлял советскую культуру и искусство, клеветал на советскую прессу.

После войны, являясь театральным критиком, выступал в печати с антипатриотическими рецензиями, в которых с позиции буржуазного космополитизма клеветал на советскую драматургию и советских людей, охаивал работу харьковских театров. Во время своей работы в партшколе способствовал протаскиванию на лекциях троцкистских установок, рассчитанных на опошление роли партаппарата. Позже, будучи исключен из партии за космополитизм, систематически проводил среди своего окружения антисоветскую агитацию, возводил клевету на вождя народов, проводимые мероприятия партии и советского правительства, клеветал на партдемократию и национальную политику советского государства, высказывал антисоветские суждения о советской литературе и искусстве

- т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 54-10. Ст. 1. УПК УССР.

Руководствуясь ст. 204 УПК УССР следственное дело № 6824 по обвинению Льва Яковлевича Лившица направить на рассмотрение Особого Совещания при МГБ СССР.


УМГБ по Харьковской области ходатайствует о применении меры наказания обвиняемому Лившицу Л,Я. – содержание в ИТЛ сроком на 10 лет.

Замначальника отделения следотдела УМГБ по Харьковской области ст. лейтенант Крячко.

 

.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional