Я.В. Галаган
Творчество М.Д. Рахлиной в оценке критики
Творчество харьковской поэтессы Марлены Давидовны Рахлиной относится к числу малоизученных страниц русской поэзии второй половины ХХ века. Причиной тому стала не только человеческая скромность и отсутствие литературных амбиций поэтессы, но и принадлежность её к разряду инакомыслящих.
В критическом осмыслении творческого наследия Рахлиной отчётливо прослеживаются два периода – 60-е годы ХХ века и конец 80-х – начало 2000-х годов. Авторы первых рецензий на стихи поэтессы В. Брюгген и Н. Мазепа обращают внимание на «легкость и наивность» стиля, «лукавый юмор», задушевность интонации, отмечают наличие в ее лирике «теплой человеческой нотки» и в целом трактуют ее как «по-домашнему уютную и спокойную». В то же время критики 60-х годов говорят о ее творчестве как «камерном» и «отгороженном от большой жизни», указывают на «непродуманность композиции» первого сборника, порой неумение «сообщить своим настроениям убедительность обдуманной поэтической формы». Нам представляется, что данная оценка во многом явилась данью времени, когда окончание оттепели совпало с началом травли инакомыслящих поэтов и писателей. И, как следствие, до 1987 года на имя Рахлиной негласно был наложен запрет. Первым после длительного перерыва в 1989 году к ней вновь обратился В. Брюгген. Он отмечает рост поэтического мастерства Рахлиной, философский, исповедальный характер ее творчества. К различным аспектам жизненной и творческой биографии поэтессы в конце ХХ – начале ХХІ века обратились И. Евса, И. Румянцева, Л. Сашко, С. Минаков, В. Маринчак, М. Красиков и др. В целом оценивая ее творчество положительно, авторы говорят о ней как о «поэте, несомненно, трудного пути, сложной судьбы», сохранившем оптимизм и «всегдашнюю улыбчивость» поэтических текстов. Отдельного слова заслуживает предисловие к сборнику «Надежда сильнее меня», в котором Б.А. Чичибабин дал точную и емкую характеристику творчества Марлены Давидовны.
Таким образом, жизненная и творческая биография Рахлиной не раз привлекала внимание исследователей и собратьев по перу. И в то же время есть основания утверждать, что исследована она поверхностно, главным образом фактографически, и до сих пор глубокому и всестороннему анализу не подвергалась.