О.А. Верник
кандидат филологических наук, доцент
Лев Лунц в восприятии Максима Горького
Авторитет Горького, его воздействие на группу «Серапионовы братья» бесспорны, об этом свидетельствуют и статьи «серапионов» о писателе, и его рецензии на их произведения, и сохранившаяся переписка.
Одним из лучших авторов «Серапионовых братьев» исследователи называют Льва Лунца. Содержание писем между Лунцем и Горьким показывает спектр литературных, теоретических, мировоззренческих вопросов, которые затрагивали авторы. Они обсуждали идиостиль серапионов, необходимость занимательности, «фабульности», особенности композиции, актуальность проблематики произведений. Горький всегда выделял Лунца из группы, называл его, а также В. Каверина и М. Слонимского ценным и самым талантливым ядром «Серапионовых братьев».
В статье «Группа «Серапионовы братья» (1923) Горький говорил о «западной» направленности творчества Лунца, разделял его убежденность в том, что «духовное общение с Западом необходимо России, как воздух». Писатель подчеркнул филологическое образование Лунца, считая, по-видимому, это важным для творческого самоопределения молодого автора. После ранней смерти Лунца Горький несколько раз приступал к статье о нем. В письме к «серапиону» К.Федину писатель сказал, что талант Лунца был «в том, как он смотрел на людей, в его хороших глазах». В заметке «Памяти Л.Лунца» Горький подчеркнул, что в Лунце «чувствовалась редкая независимость и смелость мысли… независимость была основным, природным качеством его хорошей, честной души, тем огнем, который гаснет лишь тогда, когда сжигает всего человека».