С. Н. Шумакова
Драматургическая структура циркового представления
и её первооснова – художественный образ
Сегодняшнее ощутимое продвижение развития циркового искусства обуславливает актуальность изучения его теоретических основ. Некоторые вопросы проблематики циркового искусства рассматривались искусствоведами: В.А. Владимировым, Ю.А. Дмитриевым, А.З. Житницким, Е.М. Кузнецовым, А.В. Куринной, С.М. Макаровым, М.Н. Медведевым, М.И. Немчинским, В.А. Сергуниным и др. Поиск новых форм отражения действительности – актуальнейшая задача цирковой драматургии, основа которой карнавально-смеховая культура. Главная цель циркового искусства – эмоциональное воздействие на зрителя. Механизм этого воздействия возможно «запустить» только на основе законов драматургии.
Специфика воздействия циркового представления на зрителя в его эффекте соприсутствия и сопереживания трюку – основе циркового искусства. Единство действия – критерий художественной целостности зрелища, т.к. именно действие предполагает зрительскую реакцию. Цирковая драматургия отражается в действии циркового артиста (трюке) как форме его существования в представлении. Для осуществления трюка артисту необходимо преодолеть «самого себя», что и определяет ситуативную художественную конфликтность. Развитие этого конфликта создает единую картину циркового номера, который очерчивает собой эпизод, их последовательность формирует цирковое представление.
Таким образом, драматургический художественный конфликт, заложенный в трюке – источник действия, создающего общую картину – некий целостный образ. Конфликт персонифицирован исполняющим его артистом и имеет совершенно конкретное развитие в эпизоде. Целостная драматургическая картина циркового представления вырисовывается не только благодаря ярким и сильным эпизодам, но и, в первую очередь, единой логике действенного развития изображаемого на цирковой арене. Формирует логику построения эпизодов драматургическая структура (архитектоника), состоящая из: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Архитектоника создает единство драматургического действия контролируя нарастание напряжения, выводит на эмоционально-смысловое завершение представления. Через призму художественного замысла драматургическая конструкция выстраивает общую картину, целостный художественный образ происходящего на арене.
Воплощение образа в общем драматическом ходе зрелища и синтезе его выразительных средств. Развиваясь, образ создает повествование представления. Каким оно будет, зависит от вариативности драматургического монтажа: по принципу контраста или по восходящей. Художественный образ – первооснова драматургической структуры представления. Он играет роли: формообразующую, конструктивную (своеобразного драматургического каркаса), пульсирующую и прокладочно-объединяющую.
Следовательно, подлинным условием художественности циркового действа является наличие драматургической структуры, её первооснова - художественный образ – стержень, пронизывающий всю драматургическую конструкцию, монтирующий в единое целое весь драматургический материал.
Цирковедение предполагает дальнейшее изучение данного направления.